Кафедра Алгебры и математической логики

10 лет назад, в 1992 году, Ученый совет МИЭМ принял решение об образовании кафедры Алгебры и математической логики.
Новая кафедра начала работать с 1 сентября 1993 года.

Хотя кафедре Алгебры и математической логики нет и десяти лет, стиль преподавания алгебры, программы алгебраических и смежных дисциплин сложились еще в рамках кафедры Высшей математики, основанной профессором Фуксом Б.А. в 1962 году. Быстрое становление новой кафедры было обеспечено жизнеспособностью принципов и традиций МИЭМовского математического образования.

Практически все преподаватели кафедры алгебры и математической логики вышли из недр кафедры высшей математики. Профессора В.А. Душский и В.А. Говоров, доценты Б.В. Григорьев, Г.В. Сухоцкий, Ю.Ю. Кочетков, И.К. Бусяцкая, К.К. Андреев, А.Г. Федотов, Ю.А. Колмаков закладывали традиции преподавания на новой кафедре, опираясь  на прежний опыт. Ими поставлены и квалифицированно читаются базовые курсы, а также написаны учебные пособия и учебники.
С первых дней работу кафедры Алгебры и математической логики возглавляет доктор физико-математических наук, профессор В.Л. Попов.

Доктор физико-математических наук, профессор Владимир Леонидович Попов родился в 1946 году. После окончания Механико-математического факультета МГУ поступил там же в аспирантуру. В 1972 году защитил диссертацию и получил степень кандидата физико-математических наук. С тех пор постоянно преподает в МИЭМ. Здесь прошел путь от ассистента до профессора и заведующего кафедрой. Звание профессора получил в 1984 году вскоре после успешной защиты докторской диссертации.
В.Л. Попов является действительным членом Нью-йоркской академии наук с 1996 года, членом Московского и Американского математических обществ. Автор двух монографий, переведенных на английский язык за рубежом. О международном призвании профессора Попова свидетельствует то, что он был членом редколлегии издающегося в Нидерландах международного математического журнала "Geometria Dedicata" и с 1996 года является ответственным редактором международного математического журнала "Transformation Groups", выходящего в США. В.Л. Попов выступал приглашенным докладчиком на международном конгрессе математиков в США (1986 г.) и XV Австро-Германском математическом конгрессе.
Профессор В.Л. Попов руководит российскими коллективами в совместных российско-американском и российско-швейцарско-французском научных проектах. Организатор международной конференции по алгебраической геометрии в Вене.

Не только среди отечественных специалистов, но и в дальнем зарубежье ценят педагогические и научные способности не только проф. Попова, но и его коллег по кафедре. В Боннском Институте им. Макса Планка вели научную работу профессор В.Е. Говоров, доценты Д.О. Орлов и Б.В. Карпов. Доцент Ю.Ю. Кочетков проводил научные исследования в голландском университете Твенте и во французском университете в Бордо.

Вот маршруты преподавательских и научных поездок ученых кафедры Алгебры и математической логики:
Голландия: Утрехт, Антверпен, Твенте, Эйнховен;
Германия: Берлин, Бонн, Йен, Халле, Гейдельберг;
Швейцария: Бадель, Цюрих;
Швеция: Стокгольм;
Италия: Рим, Пиза, Триест, Картоне;
Франция: Париж, Бордо, Лумини;
Великобритания: Абериствис, Ливерпуль, Уорвик;
Израиль: Бар-Алан, Тель-Авив;
Испания: Овьедо, Барселона;
США: Мичиган, Чикаго, Пеннстейт, Лунсвиль;
Канада: Ванкувер, Монреаль;
Австрия: Инсбрук, Вена;
Сингапур;
Норвегия: Осло;
Польша: Варшава;

Кафедра ежегодно публикует около 10 научных работ. Доцент Ю.Ю. Кочетков подготовил к защите докторскую диссертацию. Работы ученых кафедры выходили в разных изданиях России и за рубежом.


О сегодняшнем состоянии кафедры и ее перспективах рассказывает ее руководитель профессор Владимир Леонидович Попов.

"Кафедре, как уже сказано, нет и 10 лет. Казалось бы, самое время расти, развиваться, строить планы, ­ но… Мы живем и работаем в тех же условиях, что и все российское образование, и все его проблемы и болезни самым непосредственным образом касаются и нас. Об этих проблемах вновь и вновь заходит речь во всех честных статьях (к сожалению, немало и нечестных) по вопросам образования. «Преподаватели заняли крайне низкую ступень на общественной лестнице», «Нарушен процесс воспроизводства интеллектуального капитала», «Уровень преподавания достигается социальной жертвенностью, а не нормальным трудом в нормальных условиях». Это все цитаты из недавней (11 января 2002 г. «Известия») статьи профессора Н. Покровского, преподающего социологию в МГУ и ВШЭ. Автор знает, о чем пишет!

Что это означает для нашей кафедры? За эти годы мы лишились пятерых ярких, молодых, активно работающих математиков. Трое из них постоянно работают за границей, двое ­ «наездами». Им на смену пришли вполне квалифицированные специалисты, но только ­ пенсионного возраста. Сейчас на кафедре только одному преподавателю не исполнилось еще 30 лет, да еще один не достиг 40. Зато пенсионеров!..

Практически все преподаватели, чтобы обеспечить себе (а ведь еще и семью кормить надо!) мало-мальски приемлемое существование, вынуждены работать в 3-4, а то и в большем количестве мест. Трудно в таких условиях ожидать (а, тем более, требовать) неустанного горения, постоянного, в ногу со временем, обновления курсов. Большинство живет за счет годами накопленного.

Не могу не сказать и о новых учебных планах, внедрение которых идет сейчас в высшей школе. Во многих институтах за десятилетия их существования сложились свои научно-педагогические школы, свой стиль преподавания. Например, МИЭМ долгие годы славился своей основательной и качественной математической подготовкой. Казалось бы, такие замечательные традиции надо сохранять и лелеять, ан нет! Будем всех стричь по стандарту! И вот на специальности «С» факультета АВТ, едва ли не лучшего ныне по контингенту студентов, вдвое срезается курс алгебры: «ломать ­ не делать, сердце не болит».

И, тем не менее, кафедра живет и работает. Каждый день по расписанию (и у нас занятия не срываются!) преподаватели входят в аудитории и вместе со студентами начинают решать, исследовать, вычислять. Потому что без этого мы, наверное, просто не можем."

Фотоальбом