Кафедра "Культурология"

Кафедра "Культурология" МИЭМ создана в октябре 1991 года. Учёный Совет института утвердил заведующим кафедрой доктора философских наук, профессора Сапрыкина Владимира Александровича.

фото Сапрыкина

Сапрыкин Владимир Александрович родился в 1935 г. Окончил в 1959 г. Петропавловский государственный педагогический институт Казахской ССР, историко-филологический факультет; в 1970 г. - Академию общественных наук при ЦК КПСС (г. Москва). На кафедре Культурологии МИЭМ работает с 1991 года. Доктор философских наук, профессор, награжден орденами Трудового Красного Знамени и знаком Почета, медалью "За доблесный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина", медалью "В память 850-летия Москвы", нагрудным знаком "За отличные успехи в работе" Министерства высшего и среднего специального образования СССР и ЦК профсоюза этого министерства. Научные и педагогические интересы лежат в области социальной философии, религиоведения и культурологии. Автором опубликовано около 100 научно-педагогических и общественно-политических работ, в том числе 8 монографий, в их числе: " Урбанизация. Атеизм. Религия" (16 п.л.), Алма-Ата, 1981 г.; "Трудовой коллектив: атеисты и верующие" (10 п.л.), Москва,1990 г.; учебное пособие "Введение в культурологию" в 3-ех частях 935 п.л.), Москва, 1995 г. В настоящее время читает курсы по дисциплинам: "Культурология", "Психология и педагогика", "Религия в истории культуры России".

В профессорско-преподавательский состав кафедры входили: проф., доктор исторических наук Ю.К. Краснов, доц., кандидат исторических наук Е.П. Корякина, кандидат философских наук О.О. Ладоренко, доцент, кандидат философских наук А.С. Терехов, старший преподаватель Б.В. Скок. Заведующей кабинетом кафедры стала Н.П. Шевцова. Основной состав сотрудников кафедры сохранился и плодотворно работает до сих пор. Сложившийся коллектив пополнил пришедший в 1996 г. в институт кандидат исторических наук, старший научный сотрудник В.Ф. Миловидов - известный учёный в области религиоведения и русской религиозной культуры.

В разные годы на кафедре работали авторитетные учёные - философы и культурологи: проф., доктор философских наук О.Н. Комиссаров, проф., доктор философских наук В.В. Трушков, проф., доктор исторических наук А.В. Семёнова, доц., кандидат философских наук Шульгин и др.

Ректорат института создал новой гуманитарной кафедре максимально благоприятные условия для того, чтобы её деятельность с самого начала носила не любительский, а высокопрофессиональный характер. С этой целью было предусмотрено начать преподавание курса теории и истории культуры с 1992-1993 учебного года, а до этого - разработать необходимый набор научных, учебных и методических материалов, позволяющих с самого начала превратить культурологию в серьёзную научную дисциплину в общей системе гуманитарного знания в МИЭМ. В 1994 г. на кафедре была утверждена научно-исследовательская лаборатория (НИЛ-28), что придало всей деятельности кафедры в этом направлении планомерный, организованный характер. В качестве комплексной научной темы была утверждена проблема: "Особенности теоретического и исторического изучения мировой и отечественной культуры в техническом вузе".

Ряд преподавателей кафедры удостоены Правительственных наград (Сапрыкин В.А., Быкова Э.В., Шевцова Н.П., Миловидов В.Ф.). Быкова Э.В. и Миловидов В.Ф. являются ветеранами труда.

В сентябре 1992 г. усилиями преподавателей кафедры было выпущено в свет первое издание учебного пособия "Введение в культурологию. Конспект лекций" (18 п.л.). Оно серьёзно помогло поставить учебный процесс по овладению непростыми проблемами теории и истории мировой и отечественной культуры среди студентов второго курса всех специальностей в МИЭМ. Пособие получило положительную оценку со стороны специалистов-культурологов других ВУЗов.

Написанная компетентным коллективом профессионалов книга в основном выполняет поставленную перед преподавателями задачу преодолеть барьер спецификации между представителями технической культуры и гуманитарным знанием, представив при помощи культурологии это знание как один из важнейших компонентов в формировании подлинно культурной личности" ("Информационный бюллетень", 1993 г., № 2, стр. 8).

В течение последующих лет кафедра продолжила работу над теоретическими и учебно-методическими проблемами культурологии как науки об истории и теории культуры. В 1995 г. было выпущено новое "Введение в культурологию в 3-х частях". От первого оно выгодно отличается не только объёмом, но и глубиной содержания. Это три книги общим объёмом 50 п.л.: часть первая - теория и история мировой культуры; часть вторая - теория и история русской культуры; часть третья - практикум (программа курса "Теория и история мировой и отечественной культуры", планы семинарских занятий, темы рефератов, списки литературы для углублённого изучения курса, схемы-таблицы, название диапозитивов, видеофильмов, краткий словарь основных терминов, позволяющих студентам ориентироваться в содержании соответствующих тем).

Данная работа встретила позитивный отклик в научной и педагогической среде. В научно-образовательном вестнике Межвузовского центра по научно-информационному обеспечению преподавания истории и теории мировой и отечественной культуры в вузах РФ при Госкомвузе России (1996 г., № 1, стр. 142) "Введение в культурологию" отмечается в ряду других новых изданий по культурологии.

Развёрнутую рецензию на работу опубликовал крупный учёный в области обществоведения, главный научный сотрудник Института философии РАН, проф., доктор философских наук Плетников Ю.К. В статье "Культурология - наука и учебная дисциплина" он, в частности, пишет: "…До недавнего времени они (т.е. различные учебные пособия) акцентировали внимание студентов лишь на усвоении программных знаний. В этом отношении данное учебное пособие "Введение в культурологию" представляет собой и содержательное изложение основ культурологии, как понимают их авторы, и, одновременно, включение студентов в самостоятельную интерпретацию изучаемого предмета, то есть создание проблемной ситуации, при которой студенты должны думать, выбирать, мыслить, доказывать собственную позицию и др. Для организации такой "игры мысли" в учебном пособии используется достаточно оригинальный приём. Студентам предлагаются в виде сопоставимых точек зрения, мнений, взглядов, информации к размышлению высказывания из классической научной и художественной литературы и современных произведений, осмысление которых становится для них как бы "спусковым механизмом" движения собственной мысли, своеобразным самовведением в культурологию. В учебном пособии представлены различные основания типологии культуры. Рассматриваются подходы к определению таких оснований в трудах Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Юнга, Н.Я. Данилевского, П.А. Сорокина. Продуманно используются идеи И. Канта, Ф. Шеллинга, К. Ясперса, Й. Хейзинги и других зарубежных и отечественных исследователей" (См. журнал "Диалог", 1996 г., № 11, стр. 68-72.)

Авторитетный рецензент обнаружил в поиске кафедры то главное, к чему и стремилась коллективная исследовательская мысль: соединить достоинства современного научного труда и требования учебного пособия. Это присуще всем разделам "Введения в культурологию", которое с полным основанием можно назвать и учебным пособием, и монографическим исследованием. Многие главы носят проблемный характер. В их числе "Российская интеллигенция и её ответственность за судьбу Отечества" (А.С. Терехов); "Российская литература и искусство на рубеже веков" (С.Н. Комиссаров); "Коллективизм как социальная основа российской цивилизации" (С.И. Гончарук); "Религия и мифология в современном научно-культурном развитии России" (Э.Г. Филимонов); "90-е годы; тенденции и противоречия социокультурного развития" (В.А. Сапрыкин); "Будущее культуры" (С.С. Комиссаров, В.К. Левашов).

Вместе с тем, проблемный, поисковый, нестандартный подход присущ и другим разделам исследования, в том числе и традиционно включаемым в учебные пособия. Это - "Возникновение и ранние формы культуры" (В.И. Шульгин); "Русская культура периода становления и укрепления единого государства (ХIV-XVI в.в.)" (Е.П. Корякина); "Взлёт русской культуры XIX века как выражение национального самосознания" (Н.И. Федоренко); "Культура и творчество" (Б.В. Скок).

Научно-исследовательская работа кафедры позволила создать не только одну из первых в стране теоретических и учебно-методических разработок по культурологии, но и принять участие в выпуске ряда фундаментальных монографических трудов. Это: "Современная русская идея и государство". М., 1995 г., 23 п.л.; "Россия на пороге XXI века (Современные проблемы национально-государственного строительства РФ)". М., 1996 г., 42 п.л; "Современная политическая история России (1985-1998 годы)." М., 1999, 143 п.л.; "Россия - 2000. Современная политическая история. Хроника и аналитика." М., 2000, 143 п.л; серия теоретических материалов по проблемам культурологии, подготовленных учёными кафедры (А.С. Терехов, Е.П. Корякина, В.А. Сапрыкин) в 1994-1999 гг. и опубликованных: в информационно-аналитическом журнале РАУ-Корпорации "Обозреватель-Observer"; в общественно-политическом и литературно-художественном журнале "Диалог"; в международном журнале о лидерах и для лидеров "VIР".

В помощь студентам, изучающим базовый курс "Культурология", изданы научно-методические пособия: "Избранные идеи теоретиков и историков культуры" (1998); "Русская культура: ценности и архетип" (2000); "Мировоззренческие основы культуры эпохи Возрождения" (2001).

В настоящее время ведётся разработка ещё одной чрезвычайно актуальной в теоретическом отношении, но очень плохо разработанной в науке темы "Религия в истории культуры". Обсуждённая на проблемном теоретическом семинаре при кафедре концепция данной темы, предложенная В.Ф. Миловидовым, даёт основание говорить о том, что может получиться новаторская, во многом оригинальная научная работа.

Профессорско-преподавательский состав кафедры, опираясь на постоянную помощь ректората и деканата АВТ, постоянно укрепляет и другие элементы научно-методической базы культурологического знания. Создан и в течение 7 лет работает специальный кабинет, оборудованный видеосредствами, позволяющими в ходе семинарских занятий полезно применять аудио- и видеоматериалы. На кафедре имеются свыше двух тысяч диапозитивов, видеофильмов, 50 схем-таблиц, библиотечка первоисточников по сложным темам курса культурологии.

Кафедра в ходе учебного процесса применяет эффективные методы, приёмы и формы работы со студентами: дискуссии, защиту рефератов, научные конференции, занятия в музеях г. Москвы (Кремлёвские музеи, Третьяковская галерея, Донской и Даниловский монастыри и др.). Так, в 1999 г. в МИЭМ состоялась межвузовская научно-студенческая конференция "А.С. Пушкин и Россия", посвящённая 200-летию со дня рождения великого поэта; в 2000 г. - конференция студентов "Православие и социоисторические особенности развития русской культуры", отметившая 2000-летие христианства; в 2001 г. - конференция на тему: "Русская культура на рубеже веков и тысячелетий".