Фото А. НАТРУСКИНА.

Вечерняя Москва 03 февраля 1986.

Как стать ректором?

Видный ученый, руководитель широко известного в стране вуза, находящегося на переднем крае научно-технического прогресса, ветеран войны, обаятельный собеседник — все это и еще многое соединяет в себе Евгений . Викторинович Арменский, ректор Московского института электронного машиностроения, делегат XXVII съезда КПСС.

Сегодня коллектив этого вуза принимает поздравления — он удостоен за победу в соревновании 1985 года пе­реходящего Красного знамени Министерства высшего и среднего специального образования СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

Этот вопрос — как стать ректором? — Евгению Викториновичу задают любознательные первокурсники. С давних времен, почти четверть века, с той поры, как появился Институт электронного машиностроения, его бессменный глава доктор технических наук, профессор Е. В. Армейский в сентябрьские дни обходит все факультеты, чтобы увидеться, поговорить со своими новыми питомцами.

Вопросов бывает множество — насчет учебы и студенческого КБ, предстоящей поездки "на картошку" в подшефный Ступинский район и спортивных секций, еще десятки. А ближе к концу встречи, когда под обаянием прямого, откровенного разговора интерес к МИЭМ соединяется с интересом к личности его руководителя, всплывает этот вечный вопрос. Кстати сказать, только тут, перед студентами, Е. В. Армейский позволяет представить себя в полном объеме, продолжив традиционные "доктор, профессор" такими званиями: лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Студенты, уверен ректор, должны гордиться регалиями своего учителя, как он сам гордится признанными заслугами учеников, как неизменно прибавляет к студенческому КБ "лауреат премии Ленинского комсомола".

И еще один "детский" вопрос, услышанный Евгением Викториновичем, правда, лишь однажды и от своей дочери: "Что случилось?". Задан он был в семь вечера, когда папа пришел домой в непривычно ранний час. Думаю, что в этом вопросе содержится ответ на тот первый, студенческий — как стать ректором? Ответов, конечно, бесконечность, но поймем изначальное: не жалеть себя.

Себя жалеть ректор просто не выучился. Сын сельской учительницы в Костромской области и бухгалтера, соединивший в себе природные крестьянство и интеллигентность, он отдал юность войне, от снега подмосковных окопов 41-го дошел до весенней Праги 45-го. Победителем вернувшись в Москву, поступив в механический институт (инженерно - физический — это более позднее название), брал на двоих с товарищем на ночном Павелецком вокзале пульман картофеля и утром получал свою вторую стипендию.

О картошке Евгений Викторинович говорит с великим почтением крестьянина, знающего, как она растет, и горожанина, научившегося снимать с нее кожуру в толщину папиросной бумаги. Тут не просто отношение к продукту питания, тут больше — отношение к себе и людям, к работе, к ценностям жизни. Тут основательность в решениях, поступках, ибо что посеешь, то пожнешь. Эту расхожую, простенькую истину многие так и не познают до конца дней. Счастлив в делах, в товарищах, учениках, подчиненных тот, кто проник в нее смолоду. Тут рождается человеческое притяжение, без чего немыслима работа руководителя, всегда партийная по своей сути. Член бюро Калининского райкома КПСС, делегат XXVII съезда партии — это для Е. В. Армейского прямое продолжение его работы ректора, ученого, ведущего коллектив по переднему краю научно-технического прогресса.

Физики и лирики... Сколько споров затевали, ломясь в открытую дверь, деля неразделимое. "Можно записать наилучшую лекцию на видео и бросить ее на экран телевизора". Это слова Евгения Викториновича, именно "бросить". "Но какова будет такая лекция?!". Он тридцать лет говорит с молодежью с вузовской кафедры. "Посмотришь — глаза пустые, значит, начинай снова, и вот они горят, и ты на крыльях. Сила общения...".

Когда недавно поворачивали — и круто! — руль в научной работе, освобождались от полутора сотен небольших тем, заменяли их четырьмя обширными, многозначительными, глобальными программами, преодолевали "ведомственные" перегородки между кафедрами, собирая силы в кулак, противоположные мнения столкнули на партийных собраниях факультетов, на собрании коммунистов института. Но с высокого приказа начинали, а с ректорских бесед на кафедрах, когда Евгений Викторинович меньше говорил и больше слушал, добирался до откровенности, до сути, правды, до той обратной связи, без которой любой разговор с подчиненными — пустая трата времени.

Тяжкий воз стронули на собственный страх и риск. При мелкой теме невелик спрос, при крупнейшей — или "грудь в крестах, или голова в кустах". За прошлый год именитые заводы претензий не имели — это высокая награда.

В прошлом же году появился микрокомпьютер школьный — "Микроша" — родное свое детище, простотою, ценою доступный и вместе с тем совсем не подделка под научно-техниче­скую новь. Мечтают, что он или его "сынок", следующее поколение, придет в наши дома как персональный помощник - компьютер. "Микроше" дают в приданое программы для школьных уроков математики, физики, химии.

К школе у МИЭМ родительское отношение. Есть даже своя физико-математическая, где начинались многие сегодняшние студенты. А инженеров с дипломами приглашают в иную "школу", на факультет прикладной математики, учат три с половиной года и выпускают в дальнее плавание по крутым волнам компьютеризации. Обычные же студенты получают на первых курсах в дополнение к стандартным программам солидную "миэмовскую" дозу математики и физики. Под грузом стонут, зато на распределении можно важничать. Воистину, что посеешь, то пожнешь...

Учиться в МИЭМ трудно и интересно, а трудности, когда нет жалости к собственной персоне, в конце концов идут на пользу. Работать в МИЭМ тоже трудно. Впрочем, будем точны:

работа по душе и с добрыми плодами не в тягость никогда. Трудно все, что ей мешает. Евгений Викторинович хочет, чтобы технических и человеческих препятствий было поменьше, старается всем стать помощником, а для почти шестидесяти молодых коллег, сегодняшних докторов и кандидатов наук, был учителем. С годами создавалась своя видная в науке школа, ее центр — кафедра автоматики и телемеханики, возглавляемая Е. В. Армейским.

Учеными степенями, званиями отмечаются успехи в исследованиях, в авторефератах этих диссертаций нет места "лирике", тому душевному началу, что движет науку и технику, и весомо, но незримо переходит от учителя, наставника к ученику. Валерий Николаевич Афанасьев, Борис Михайлович Михайлов, Александр Николаевич Тихонов и многие другие принадлежат к следующему за их учителем поколению. Им выпало хранить, нести дальше все лучшее, что не должно быть подвластно времени. Верность высокому идеалу и долгу. Трудолюбие и широту души. Честность в мыслях, делах, отношениях. Умение, не щадя себя, беречь людей, с кем сводит общее дело... Все то, что мы теперь называем так просто — человеческий фактор.

Б. ЯКОВЛЕВ.