Неизвестная газета 6 июня 1974.

"СРЕДНИЙ" СТУДЕНТ

В ВУЗАХ — напряженная пора: заканчивается учебный год, идут экзамены. А потом соберутся ученые советы, кафедры, деканаты — начнется подведение итогов и анализ того, что и как сделано. Все это необходимо для того, чтобы лучше представлять пути дальнейшей работы по воспитанию и образованию студенчества.И безусловно, речь пойдет и о так называемом "среднем" студенте.

Наши педагогические коллективы многое делают для совершенствования качества лекций, мастерства проведения лабораторных .и практических занятий — в общем, для совершенствования учебного процесса в целом. Мы часто гово­рим о том, что центр всей работы нужно перенести в студенческую группу. Но давайте посмотрим: скажем, наши деканаты, кафедры, общественные организации — кого они знают в группе? Старосту, комсорга. Знают студентов, которые отлично учатся, потому что эти люди составляют гордость группы, учебного курса, факультета. Знают ребят, которые учатся хорошо и ведут общественную работу. Знают, наконец, нерадивых студентов - двоечников, тех, кто не успевает, кто получает неудовлетворительные оценки. Вот с этим контингентом все мы и работаем.

А вот троечника, середнячка, знаем ли мы его? Думается, нет. Могу привести такой пример. В июле 1973 года факультет автоматики и вычислительной техники по специальности "Вычислительные машины" закончил студент Г. Средний балл у него за время обучения в институте — 3,07 процента, то есть из 45 полученных им оценок всего одна хорошая, все остальные тройки. Этот студент не получал много двоек — один или два раза на младших -курсах. Все остальное время он получал свою серую тройку и с этой серой тройкой так и ушел с дипломом инженера в жизнь.

Или второй пример. Студент этого же факультета К., закончивший в декабре 1973 года институт по спе­циальности "Автоматизированные системы управления". У него средний балл 3,1 процента. Из 42 оценок всего одна хорошая, остальные тройки.

Впрочем, дело не в самих примерах, а в том, что на протяжении всех лет обучения в вузе с этими студентами по-настоящему никто не занимался. К сожалению, и это характерно не только для нашего института. Деканаты, факультетские партийные и комсомольские организации, руководители кафедр как-то смирились с существованием "средних" студентов. И, видимо, именно поэтому в технических вузах их более чем достаточно.

Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев, выступая на XVII съезде комсомола, говорил:

"Наше время — век грандиозной научно-технической революции. Она охватывает все стороны жизни общества, предъявляет большие требования к каждому человеку, его знаниям, профессиональной подготовке. Это особенно должно волновать молодое поколение, на которое завтра лягут все заботы о дальнейшем умножении материальных и духовных сил нашего государства. Перед молодежью как никогда остро стоит задача постоянно пополнять и углублять свои знания, овладевать последними достижениями науки и техники".

Эти слова товарища Л. И. Брежнева имеют прямое отношение к студентам. Я не первый год руковожу высшим учебным заведением. И знаю, как складывается жизнь многих наших выпускников, знаю, как они потом справляются с порученным делом. И, поверьте, чудес не бывает: "серые" студенты не становятся передовиками на производстве, не ведут за собой коллектив. Они, как правило, всю жизнь в серед­нячках. А это не только обидно, но и весьма накладно. И поэтому проблема ра­боты с этим контингентом учащихся особенно остра.

Как достичь того, чтобы абсолютно все студенты по-настоящему, с наибольшей пользой использовали предоставленные им возможности, учились в полную силу, учились хорошо? Очевидна необходимость разработки новых принципов обучения, которые обеспечивали .бы более быструю адаптацию каждого. студента в институте. Надо совершенствовать, организацию студенческого труда, надо учить студентов учиться. Я не могу, конечно, прописать все рецепты на все случаи жизни и потому останавливаюсь на двух, на мой взгляд, важных путях искоренения серости.

Первый — раннее приобщение студентов к исследованиям. Реальные курсовые и дипломные проекты, выполненные по прямым договорам с промышленностью, участие будущих специалистов в научных исследованиях, проводимых на кафедре, студенческие конструкторские бюро... Теперь подобный опыт есть в большинстве вузов. Однако .мы еще. не сумели добиться, чтобу каждый студент, который проходит обучение в вузе, попробовал себя на научном поприще. Иногда мы здесь допускаем, можно сказать, воспитательный просчет, в результате чего некоторые считают, что участие в исследованиях нужно  лишь тем, кто готовится к работе в научно-исследовательских учреждениях. Надо умело и вовремя объяснить молодежи, что теперь элементы науки все больше входят во все практические стороны человеческой деятельности.

В нашем институте 2.217 студентов дневного обучения в той или иной форме участвуют в исследованиях. За последнее время ими сделано много докладов на научных конференциях. На Всесоюзный конкурс институт представил 55 работ. Лучшие из них завоевали медали Министерства высшего и среднего специального образования СССР, ВДНХ СССР. Недавно нас очень порадовало сообщение президиума Академии наук СССР о том, что выпускнику факультета прикладной математики Евгению Фролову, члену факультетского бюро ВЛКСМ, присуждена высшая, считаю, награда за научную студенческую работу — золотая медаль Акаде­мии наук СССР и премия в 200 рублей.

Евгений начал заниматься исследованиями на кафедре на третьем курсе. На восьмой студенческой научной конференции института занял второе место. В прошлом году — первое. В 1973 году он доложил результаты на межвузовской конференции но кибернетике в Таганрогском радиотехническом институте, а его работа "Исследование одной задачи теории управления нелинейных систем" была, представлена на конкурс научных студенческих работ. 5 марта 1974 года на общем собрании АН СССР академик М. В. Келдыш вручил нашему питомцу золотую медаль и диплом. Руководит этим студентом кандидат физико-математических наук А. И. Мороз.

Конечно, Фролов — исключение. Не все могут, да и не должны быть такими. И я столь подробно о нем рассказываю, потому что сам путь его приобщения к науке характерен для многих студентов. Но опять же для многих — не для всех. Я тут назвал цифру: 2.217 человек участвуют в исследованиях — это 67 процентов всех студентов дневного отделения. В основном это те, кто серьезно занимается, хорошо учится, активные общественники. А середнячки и тут вне поля нашего внимания. Вот я и считаю, что второй путь преодоления серости — повышение роли вузовского комсомола в учебной работе.

Положа руку на сердце, надо признать, что пока он чаще всего умеет хвалить лучших, ругать нерадивых. А работать со "средними" воспитывать в каждом добросовестное отношение к приобретению знаний не умеет. И в подобных случаях комсомольцы обращаются тем же деканатам и кафедрам. Сами же не вникают в причины "средней" успеваемости. Между тем я убежден; что качество успеваемости во многом определяется уровнем воспитательной работы, и это прямое дело комсомола.

И, наконец, последнее. Сейчас совет ректоров столицы многое делает для изучения и пропаганды опыта различных сторон вузовской жизни. Думается, что надо более внимательно подойти к изучению опыта работы со "средним" студентом. Иначе нам не поднять на должную высоту качество подготовки кадров.

Е. АРМЕНСКИЙ,

профессор, ректор института электронного машиностроения.