Техника – молодежи № 5 1978.

ЧЕМУ  УЧИТЬ  ЧЕЛОВЕКА?

Как выбирают себе профессию большинство людей? Исходят из того, нравится ли она им. А вот второй, не менее естественный, вопрос задают себе немногие: а "понравлюсь", вернее, подхожу ли этой профессии я? Между тем в интересах каждого узнать, достаточно ли он смел, умен, расторопен, чуток, общителен для того или другого дела. Но самому оценить свои способности очень трудно.

И вот по программе НТТМ на кафедре кибернетики Московского института электронного машиностроения создана установка, на которую посыпались запросы — от представителей госавтоинспекции и таксомоторных парков до спортсменов и летчиков. Всем хочется иметь у себя установку, носящую в каталоге научных работ длинное и не очень складное название: "Комплекс определения состояния человека". Еще бы: двух-трех минут, затрачиваемых испытуемым для того, чтобы "поймать" и по возможности не выпускать из "прицела" извилистую пульсирующую линию, оказалось вполне достаточно для точного прогноза ЭВМ, входящей в комплекс, — психофизиологические особенности данного человека таковы, что хороший шофер или летчик из него получится или наоборот.

На чем же основываются столь безапелляционные суждения кибернетической установки?

Человек, как и любой биологический объект, — это сложнейшая система. Информация в ней преобразуется нелинейно.

— Мы воспользовались аналитической теорией именно нелинейных систем Норберта Винера, — сказал заведующий кафедрой кибернетики МИЭМ, профессор Константин Пупков, руководитель группы студентов и аспирантов, работавшей над созданием комплекса. — На вход системы "человек — машина" мы подаем "белый шум", отражающий максимум возможных ситуаций. В реальное мире таких ситуаций хотя и много, однако они обозримы, и можно обойтись некоторым набором самых вероятных из них. На выходе системы регистрируется реакция испытуемого.

Располагая двумя этими характеристиками, авторы комплекса построили адекватную математическую модель исследуемой нелинейной системы, то есть человека. Эту модель ввели в ЭВМ, и появилась возможность, задавая различные внешние ситуации, получить ответ, как бы действовал в той или иной обстановке реальный человек. Сам человек рассматривается как сложная кибернетическая система с пятью входами. Под ними подразумеваются пять органов чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус, слух), через которые, собственно, и осуществляется связь с внешним миром. Выходами в этом случае служат ответные реакции на поступившую информацию — моторные движения, голосовые сигналы, электрическая активность мозга, сердца, мышц и т. п.

Студенты и аспиранты МИЭМ начали с исследования одного канала восприятия — "зрение — моторика". Разработанные ими устройства позволяют получить характеристики зрительно-моторного тракта любого человека. По экрану телевизора движется точка. Нужно выполнить задачу — отследить ее другой точкой, движение которой управляется вручную. Путь к успеху один — быстро и ловко перемещать ручку управления. Чем меньше расстояние между точками, тем лучше. Комплекс с помощью специально разработанных алгоритмов определяет скорость прохождения сигнала от глаза к мозгу и от мозга к руке, то есть вычисляет быстроту реакции человека.

Но этот результат не окончательный. Для того чтобы твердо сказать, годен ли испытуемый для профессии летчика, моряка, шофера, оператора, диспетчера, то есть для деятельности, где решающую роль играют его зрительно-моторные возможности, нужно сравнить полученные характеристики с оптимальными для каждой специальности. Но как получить такие эталоны? Первый путь — снять характеристики с самых опытных представителей профессии, мастеров своего дела, к примеру, с летчиков-испытателей. Второй — теоретически эти самые характеристики вычислить. Именно по такому пути пошли авторы комплекса. Были получены математические выражения, позволяющие определить необходимые данные. Они-то и заложены в традиционную систему слежения. С ними-то и сравниваются показатели испытуемого.

Что дает это сравнение? Во-первых, оценку профессиональной, физиологической и практической пригодности человека. Во-вторых, возможность контролировать процесс обучения, время от времени проверяя степень натренированности ученика. Комплекс можно использовать еще в одном важном деле. Если смоделировать на ЭВМ физические данные летчика, а также систему управления самолетом, то можно будет проверить, как поведет себя человек в аварийных ситуациях, которые на практике создать очень трудно да и опасно.