Советская Россия 19 июня 1985.

Ученый рождается в вузе

На совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса было конкретно сказано, что в увеличении роли и расширении исследовании, имеющих техническую направленность, важным резервом является вузовская наука, возможности которой используются пока не полностью.

Что же мешает этому? Причин много, но хочется остановиться на двух. До последнего времени кафедры вузов вели хоздоговорные работы с промышленными предприятиями и отраслевыми НИИ обособленно, решая отдельные частные задачи. Отсюда — дублирование научных тем, отсутствие масштабных исследовании, и второе: слабая экспериментально-производственная база у большинства вузов. Чтобы оценить эффективность разработки, зачастую надо проверить в действии экспериментальный образец. Причем он должен быть выполнен с использованием самой современной технологии. Вузу это не всегда под силу. Отдать заказ на завод — значит потратить не один месяц, да и не всякий завод возьмется выпустить несколько  экземпляров прибора.

Как было сказано на совещании, требование времени сейчас — это решительный поворот науки к нуждам общественного производства. И в этом вопросе нельзя ограничиться полумерами, в технических вузах нужна перестройка всей системы проведения научной работы. В Московском институте электронного машиностроения, начав работу по комплексной тематике гибкой автоматизации производства на ряде предприятий, мы  почувствовали необходимость создания временных научных групп из числа сотрудников кафедр. Это позволило привлечь необходимых специалистов, не меняя самой структуры вуза В настоящее время практически все научные сотрудники работают по комплексной тематике. Исключения сделаны для нескольких перспективных хоздоговорных тем, которые близки к завершению.

Такая целенаправленная группировка сил уже дала ре­зультаты. Но по-прежнему остро мы ощущаем отсутствие в институте развитой экспериментально-производственной базы. Создавая систему управления производственным процессом, наши специалисты разработали принципы и устройства для соединения между собой вычислительных машин разных типов, что очень важно при со­здании ГАПов. А изготовить эти устройства на базе института невозможно. Пора, думается, покончить с кустарщиной в науке, ученые должны иметь возможность реализовать свои идеи, используя самые последние достижения технологии.

В наших лабораториях, в студенческом конструкторском бюро МИЭМ рядом с опытными специалистами ведут научную работу студенты, которые уже завтра будут в промышленных масштабах воплощать инженерные замыслы. И наша задача — не только прочитать в их конспектах, как надо разрабатывать новую технику и материалы, нет. Мы должны дать возможность каждому студенту почувствовать уровень современной техники и научить работать на этом уровне.

Б. МИХАИЛОВ. заведующий кафедрой автоматизации проектирования МИЭМ, профессор.