Правда 16 ноября 1985.

ЗАКАЗ НА СПЕЦИАЛИСТА

Советская высшая школа по праву гордится своими питомцами. Их знания, талант, творческий поиск надежно служат делу строительства коммунистического общества в нашей стране. Однако время предъявляет все более высокие требования к выпускникам вузов и техникумов. Они должны обладать такими качествами, как идейная убежденность, компетентность, инициатива, умение нешаблонно мыслить, В проекте Основных направлений экономического и социального развития СССР на предстоящую пятилетку и на период до 2000 года выдвинуты задачи: "Внедрять при подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием эффективные методы и целевые формы обучения. Осуществлять курс на подготовку в высшей школе специалистов широкого профиля."

В стране немало вузов, чьи питомцы пользуются повышенным спросом в народном хозяйстве, науке, образовании, здравоохранении. Среди них — Московский и Ростовский университеты, Уфимский авиационный, Таганрогский радиотехнический, Полтавский педагогический институты. Характерно, что они предвидят возможные изменения в кадровом заказе, работают в тесном контакте с исследовательскими институтами и конструкторскими бюро, предприятиями, школами, профессионально-техническими училищами. Творческое содружество вузов и производства не раз приводило к дальновидному формированию новейших специальностей.

Однако точность кадрового заказа, качество его исполнения, а затем использование молодых специалистов в народном хозяйстве зачастую еще не отвечают требованиям жизни. Читатели "Правды" в своих письмах справедливо отмечают, что иные выпускники педагогических вузов стремятся "миновать" школу, переквалифицироваться в служащих, работников службы быта или торговли. Законную тревогу вызывает и то, что дипломы врача нередко выдаются людям с весьма посредственными знаниями. Проверка подготовки экономистов, проведенная Минвузом СССР, показала, что многие студенты накануне выпуска не владеют азами высшей математики, мало сведущи в базовых специальных дисциплинах.

Особые трудности испытывают вузы, ведущие подготовку инженерных кадров. Снижение престижности одной из самых ответственных и массовых профессий привело к значительному сокращению числа желающих учиться в этих учебных заведениях. Во многих технических вузах, причем в крупных промышленных центрах, практически не бывает конкурса при проведении приемных экзаменов. Партией и правительством принято в нынешнем году важное решение о повышении оплаты труда ряду категорий научных и инженерно-технических работников. Это, несомненно, поможет улучшить положение. Тем не менее рост авторитета профессии во многом зависит и от самой высшей школы, ее готовности к резкому подъему уровня инженерного образования.

Способность отвечать требованиям времени, находить оптимальные пути решения оперативно возникающих задач — непременное условие работы штаба любой отрасли народного хозяйства. Особенно важно это умение для Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Однако в последние годы министерство не всегда своевременно реагировало на изменения в кадровом заказе, вызванные научно-техническим прогрессом, не прислушивалось к предложениям общественности, высказываемым на страницах центральной печати. Достаточно сказать, что в нынешнем году в вузах страны не было открыто ни одной новой специальности. Слабо осуществлялось и методическое руководство учебными заведениями. Прямую ответственность за это несет НИИ проблем высшей школы. Институт, в котором работают сотни научных сотрудников, практически самоустранился от содержательной разработки вопросов вузовской педагогики. Издаваемые им бюллетени страдают формализмом и описательностью, малопригодны для использования в практике преподавателей и методистов. Зато ученые института преуспели в составлении разного рода служебных справок и докладных. Надо полагать, что коммунисты министерства и НИИ проблем высшей школы сумеют по партийному самокритично и принципиально оценить свою работу и сосредоточить усилия на развитии главных направлений обучения и коммунистического воспитания будущих специалистов.

Одна из неотложных задач высшей школы — устранить диспропорции в подготовке инженерных кадров. До сих пор приоритетные области промышленности, связанные с магистральными путями научно-технического прогресса, испытывают нехватку специалистов. В то же время только за годы нынешней пятилетки десятки тысяч выпускников технических вузов, представляющих традиционные специальности, не были использованы по назначению. Планирующим органам, отраслевым министерствам необходимо в кратчайшие сроки добиться повышения точности и объективности кадровых заказов, оперативности и гибкости планирования подготовки специалистов, шире внедрять зарекомендовавшую себя систему прямых кадровых договоров между вузами и предприятиями.

Методическими и научными центрами высшего образования призваны служить университеты. Многие из них достойно справляются со своей ролью, открывая новые пути в науке, педагогике, культуре. Они активно помогают становлению молодых вузов, оказывают заметное влияние на социально-экономическое развитие целых регионов страны. Вместе с тем эти учебные заведения все острее нуждаются в совершенствовании своей материально-технической базы, обеспечении самыми современными приборами и оборудованием. Не оправдало себя и стремление из престижных и местнических соображений необоснованно переименовывать некоторые педвузы в университеты. В результате в ряде городов, а особенно на селе теперь не хватает учителей, в то время как дипломы ряда университетов стали терять авторитет.

Сейчас у коммунистов высшей школы ответственная пора: вузовские партийные организации обсуждают проекты документов, которые будут вынесены на рассмотрение ХХVII съезда КПСС. Важно, чтобы высказанные на этих собраниях конкретные деловые предложения, направленные на повышение уровня обучения и воспитания будущих специалистов, были внимательно изучены и реализованы.

В дружной совместной работе преподавателей и студентов — залог дальнейших успехов высшей школы.