Пресса о нас

Московская правда 21 февраля 1974.

СТУДЕНТ У ПУЛЬТА ЭВМ

Сегодня в цехи и на участки заводов, фабрик, строек, в колхозы и совхозы все больше "входит" наука. Цеховые лаборатории, системы автоматического управления, вычислительные машины и АСУ, экономические и технологические исследования, средства оргтехники и управления производством — вот далеко не полный перечень того, что характерно для современного уровня развития промышленности.

Другой особенностью производства в наши дни является интеграция науки, техники и технологии, организации и управления. Ныне помимо конкретной разработки машин и технологических процессов значительную роль играют организация и управление, направленные на повышение экономической эффективности и на рациональное использование ресурсов.

Кроме того, идет довольно быстрое переоснащение в некоторых отраслях техники. Машины и аппараты морально устаревают в сроки, равные периоду обучения инженера. В электровакуумной промышленности, например, поколения вычислительных машин сменяются через 5 — 6 лет. Получается, что выпускнику вуза, которого готовили для работы на одном типе оборудования, придется иметь дело с другим, более совершенным. Очевидна необходимость разработки новых принципов обучения, которые обеспечили бы адаптацию специалистов к быстро меняющимся условиям их работы.

В условиях быстрого роста производства и его непрерывного технического переоснащения много значит способность молодых инженеров видеть перспективы развития отрасли и в целом экономики страны, квалифицированно решать задачи научной организации труда и управления производством. Поэтому, на наш взгляд, главное в подготовке специалиста заключается в том, чтобы научить его самостоятельно "добывать" новые знания.

Как же в современных условиях готовить молодого специалиста? Как из лавины информации отобрать для будущего инженера то необходимое,. что позволит ему в дальнейшем постоянно самосовершенствоваться? Это очень сложные вопросы. Над ними сейчас работают ученые вузов, в министерствах и ведомствах.

Нам кажется, решение их следует искать по двум основным направлениям. Во-первых, современному специалисту надо дать основательную подготовку, при этом для каждой специальности тщательно отобрать комплекс фундаментальных дисциплин. У нас в МИЭМ с первых дней существования в основу обучения было положено сочетание повышенной физико-математической и глубокой инженерной подготовки. Все воспитанники института изучают курс математики в объеме 650 — 700 часов, а вслед за разделами общей физики — курс физических основ электронной техники (практически физика твердого тела) в объеме 100 — 120 часов. Повышенную физико-математическую подготовку дают кафедры алгебры и анализа, прикладной математики, теории вероятностей и математической статистики, физических основ электронной техники и другие.

Во-вторых, для успешной работы специалиста в современных условиях его необходимо научить применению электронных вычислительных машин; привить навыки в области системного анализа, применяемого при решении задач проектирования. В сфере чисто профессиональной подготовки не следует ограничиваться только изложением материала по конкретным установкам, машинам, аппаратам, методикам расчетов, а показать направление развития той или иной отрасли, методологию формирования результата.

Конкретно это означает, что буквально с первого курса студенты должны изучить принципы построения электронно-вычислительных машин и программирование. Естественное продолжение математических курсов — алгоритмизация вычислительных процессов, иначе говоря, подготовка к решению задач с помощью ЭВМ. Должны быть изучены "языки" машин и возможности операционных систем, являющихся достоянием самых лучших ЭВМ.

Конечно, повышенная физико-математическая подготовка нужна не только при освоении ЭВМ, но и при построении математических моделей машин и технологических процессов. Для этого у нас достаточно хорошие условия. В распоряжении студентов "ЕС-1020", "Минск-32", "Минск-22", три машины "Одра-1204". "Мир-1", "Мир-2", "Проминь", "Наири", "Электроника-100" и ряд аналоговых машин.

Совершенствуя подготовку инженера, необходимо научить его элементам системного анализа.. Возможно, для этого следует ввести в учебный план на старших курсах такие дисциплины, как "Организация и управление промышленными системами", "Методы оптимизации" и другие. Естественно, здесь может возникнуть вопрос, где взять, учебные часы на реализацию этих задач. Их можно найти, в основном, за счет совершенствования специальных курсов. Скажем откровенно: пока такой стиль подготовки инженеров нам еще не удалось полностью реализовать на всех специальностях, но работа в этом направлении успешно продолжается.

Реализация такого стиля зависит не только от количества отведенных часов, материальной базы, учебно-методической литературы и наличия высококвалифицированных преподавателей, но и в значительной степени от развития вузовской науки. Необходимо таким образом организовать исследовательскую работу в вузах, чтобы в каждом из них решалась одна тема или, во всяком случае, небольшое число крупных. Это позволило бы отраслевым министерствам целенаправленно выделять средства на различное оборудование для изысканий, обеспечивая их одновременно современными .вычислительными машинами. Для решения крупных проблем, естественно должны привлекаться не только ученые, но и студенты.

Конечно, потребуется системный подход, то есть учет множества факторов, находящихся в сложной взаимосвязи, но решать проблему надо. Только тогда научный потенциал высшей школы даст наиболее существенный вклад в развитие народного хозяйства страны.

Е. АРМЕНСКИЙ,

ректор МИЭМ,

К. ПУПКОВ,

заведующий кафедрой кибернетики, профессор