Московская Правда 17 сентября 1983.

Актуальные задачи столичных вузов.

Собрание актива высших учебных заведений Москвы

Вчера в МГК КПСС состоялось собрание актива высших учебных заведений г. Москвы. Его участники обсудили вопрос о задачах коллективов высших учебных заведений по дальнейшему повышению качества подготовки специалистов.

Собрание открыл секретарь МГК КПСС А. М. Роганов.

С докладом на собрании выступил министр высшего и среднего специального образования СССР В. П. Елютин.

На собрании актива выступили первый секретарь Бауманского РК КПСС С. А. Купреев, ректор Московского текстильного института имени Косыгина И. А. Мартынов, секретарь парткома Московского энергетического института Ю. М. Павлов, заведующий кафедрой научного коммунизма естественных факультетов Московского государственного университета имени Ломоносова С. И. Никишов.

На собрании актива выступил первый секретарь МГК КПСС В. В. Гришин.

Собрание актива единогласно приняло резолюцию.

В работе собрания приняли участие заведующий Отделом науки и учебных заведений ЦК КПСС В. А. Медведев, министр высшего и среднего специального образования РСФСР И. Ф. Образцов, ответственные работники ЦК КПСС, Совета Министров СССР.

Высшие учебные заведения Москвы, сказал В. П. Елютин, вступили  в  новый учебный год с весомыми результатами на всех участках своей деятельности. В целом успешно выполнены плановые задания третьего года одиннадцатой пятилетки по приему студентов, выпуску и распределению молодых специалистов. Столичные вузы приняли на обучение 120 тысяч человек. Много сделано для совершенствования учебного, воспитательного и исследовательского процессов. Хорошо потрудились будущие специалисты в студенческих отрядах.

Благодаря постоянной заботе Коммунистической партии и Советского правительства в столи­це обеспечено планомерное развитие комплекса ведущих вузов, обладающих передовыми научными и педагогическими школами, располагающих современной материальной базой и прочными связями с отраслями народного хозяйства. Это — московские университет и высшее техническое училище, признанные флагманами отечественной высшей школы, энергетический, авиационный, станкоинструментальный, горный, 1-й и 2-й медицинские институты, педагогический институт имени Ленина, сельскохозяйственная академия имени Тимирязева, целый ряд других вузов, пользующихся заслуженным общесоюзным и международным авторитетом. В число ведущих учебных заведений страны за короткие сроки вошли и сравнительно недавно созданные в столице научно-технические вузы нового профиля, такие, как институты электронной техники, электронного машиностроения, радиотехники, электроники и автоматики. Словом, высшая школа Москвы обладает сегодня именно тем сплавом новаторства и исторических традиций, который может и должен служить прочной основой для стабильного и в то же время динамичного развития системы подготовки специалистов.

Не случайно поэтому,  что именно в опоре на научно-педагогические коллективы московских вузов Министерством высшего и среднего специального образования СССР с привлечением ученых Академии наук СССР, видных специалистов отраслей народного хозяйства, деятелей культуры и искусства был осуществлен очередной пересмотр учебных планов дневной формы обучения по всем специальностям высшей школы. Новые учебные планы вступили в действие с 1 сентября текущего года. Их качественная реализация должна рассматриваться как важнейшая составная часть работы по выполнению решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК партии, постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов".

Далее докладчик остановился на вопросах использования преимуществ программно-целевого подхода, элементы которого  нашли отражение во вновь вводимой учебно-методической документации. Нужно с первых же дней наполнять новые планы конкретным  содержанием, выводя учебный процесс на передний край научной мысли и хозяйственной практики. В свете этого самого пристального внимания заслуживает опыт Московского института электронной техники.

Переход на новые учебные планы требует широкого, емкого и точного понимания, ибо процесс обучения надо теснее связать и с производством, и с наукой, и с культурой, и с идеологической практикой таким образом, чтобы стержнем, сердцевиной здесь оставалось само обучение, последовательный процесс формирования современного специалиста. А значит, расширяя сеть филиалов профилирующих кафедр, развивая другие оправдывающие себя формы содружества с производством, надо обязательно вводить это содружество в четкое русло, подчиняя его главным целям обучения и воспитания студентов, добиваясь, чтобы будущие специалисты получали на производстве действительно нужные уроки творчества и труда, которые станут для них подспорьем в будущей практической работе.

В этой связи вузам различного профиля нелишне еще раз вникнуть в выверенную десятилетиями систему подготовки врачей на клинических кафедрах, которая в современном своем виде хорошо представлена в деятельности 1-го и 2-го медицинских институтов. Интересен и опыт сельскохозяйственной академии имени Тимирязева, где традиционная для вузов этого профиля практическая подготов­ка специалистов в учебных хозяйствах сочетается сейчас с организацией деятельности широкой  сети филиалов выпускающих кафедр на передовых аграрных предприятиях.

Первостепенной задачей  сегодня является дальнейшее укрепление  дисциплины в проведении учебно - воспитательного процесса, ибо   только на опыте и примере образцовой организации учебного труда можно вырастить действительно дисциплинированные, умеющие    работать кадры. В Москве еще имеются вузы, где хромает дисциплина, допускаются нарушения распорядка занятий, случаи произвольного отвлечения от своих обязанностей учащейся молодежи и преподавательского состава, растрачивается значительная часть учебного времени.

Говоря о важнейших задачах высшей школы в свете решений партии, докладчик отметил необходимость дальнейшего повышения научно-технического уровня преподавания, резкого усиления внимания к изучению общесистемных закономерностей развития техники и технологии, отраслей производства или сфер социальной деятельности. Так, сегодня особенно актуален комплекс проблем, связанных с изучением электронной техники, — начиная от принципов действия ее различных типов, методов программирования и кончая самыми передовыми приложениями этой техники для роботизации производства, автоматизации проектирования, конструирования и научных исследований.

В свете требований, выдвинутых на июньском Пленуме ЦК КПСС, в полном объеме поставлена задача формирования у кадров экономического мышления нового типа. Следует в корне улучшить преподавание экономических дисциплин, включая политическую экономию социализма, усилить взаимосвязь теоретической и практической подготовки специалистов в данной области, повысить внимание к привитию студентам навыков организаторов и руководителей трудовых коллективов.

Задачи большого социального и политического значения выдвинуты июньским Пленумом перед вузами, готовящими кадры для системы народного образования, средств массовой информации, идеологических учреждений, сферы культуры  и искусства. Ведь их выпускникам предстоит принять участие в осуществлении подготавливаемой в настоящее время реформы общеобразовательной школы, партия и народ доверяют им важнейшие участки борьбы на фронте  коммунистического воспитания трудящихся.

Говоря о задачах в области коммунистического воспитания студентов, докладчик отметил, что высшая школа разделяет ответственность за изъяны в общеполитическом и нравственном облике части молодых людей. Ректораты, партийные комитеты вузов вместе с комсомольскими организациями обязаны повести решительную борьбу с проявлениями формализма в воспитании, преодолеть шаблон и робость мысли, сосредоточить внимание на качестве и конечных результатах воспитания. Огромную роль в формировании духовных качеств специалистов играет их воспитание на примере славных революционных, трудовых и боевых традиций нашей партии и всего народа.  Эти традиции олицетворены в истории каждого вуза, они живут в его ветеранах.  И учебные заведения столицы обязаны полнее использовать накопленный в их стенах бесценный воспитательный потенциал, обеспечивая прочную преемственную связь поколений. Прямым руководством к действию здесь должны служить положения выступления товарища Ю. В Андропова на встрече с ветеранами партии.

Большое внимание в докладе было уделено вкладу высшей школы в ускорение научно - технического прогресса. Руководствуясь решениями XXVI съезда партии, последующих Пленумов ЦК КПСС, коллективы высшей школы осуществили пересмотр тематики научных исследований, сосредоточили силы на разработке узловых проблем, вытекающих из Основных направлений экономического и социального развития СССР на 80-е годы, Продовольственной программы страны. В результате заметно расширилось участие вузов в проведении исследований по заданиям государственных планов развития науки и техники, планов и программ ГКНТ и Академии наук СССР, возросли масштабы практической реализации научно - технических достижений высшей школы. Только в 1982 году в народном хозяйстве были внедрены результаты примерно 17 тысяч вузовских исследований, а многие достижения ученых высших учебных заведений последнего периода стали крупными событиями в жизни советской и мировой науки и техники.

Тем не менее объем и темпы вузовских исследований, их влияние на общественную практику пока еще существенно отстают от потребностей страны. Это ставит перед научными коллективами высших учебных заведений большие, сложные, во многом кардинально новые задачи, прямо вытекающие из постановления ЦК КПСС "0 мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве". Задача  состоит в том. чтобы, опираясь на возможности программно-целевого планирования, наладить управление вузовской  наукой как единым комплексом, охватывающим теоретические и прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, тесно связанные с другими научными учреждениями страны, и сосредоточенным на создании системных научно - технических и технике - экономических решений, способных  оказать глубокое революционизирующее воздействие на материальное производство. Решительный поворот к крупным и действительно назревшим проблемам особенно важен в сфере общественных наук. Научный поиск здесь должен направляться на создание конкретных практических рекомендаций, подготовку обоснованных социальных прогнозов.

На вопросах партийного руководства работой вузовских коллективов остановился в своем выступлении первый секретарь Бауманского РК КПСС С. А. Купреев. За последние годы в районе, отметил он, укреплена материальная база высших учебных заведений. Для МВТУ, МИИГАиКа, МИИЗа построены новые учебные лаборатории, оснащенные современным оборудованием, студенческие общежития, столовые, спортивные сооружения. Учебный процесс в вузах все больше насыщается средствами вычислительной техники, улучшается физико-математическая и конструкторская подготовка студентов, им дается методика современных способов автоматизированного проектирования. С каждым годом расширяется подготовка по специальностям. отвечающим актуальным нуждам современного производства. В вузах района начата подготовка по 12 новым специальностям и специализациям. Среди них — лазерная технология, роботы и манипуляторы, исследование природных ресурсов аэрокосмическими методами. Развиваются, становятся более тесными связи высшей школы с промышленностью. Вместе с тем, оценивая сделанное с позиций требований июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС об ускорении темпов научно-технического прогресса, райком партии, партийные организации вузов отчетливо сознают, как много еще предстоит осуществить, чтобы поднять эффективность работы высшей школы.

Сегодня речь идет о том, что высшая школа должна готовить не только грамотных инженеров, но и организаторов производства. Насколько остро стоит этот вопрос, сказал С. А. Купреев, мы ощущаем на предприятиях района. Их много, но нет ни одного, где бы не было нужды в таких кадрах. Производство ждет их от высшей школы. Пока эта задача решается вузами далеко не полностью. И дело даже не в количестве молодых специалистов, которые приходят на завод или стройку, а скорее в качестве их подготовки.

Эту мысль продолжил, выступая на собрании, ректор Московского текстильного института имени А. Н. Косыгина И. А. Мартынов. Он отметил, что одной из проблем, сдерживающих повышение вклада вузов в интенсификацию экономики, продолжает оставаться несовершенство системы планового управления подготовкой, распределением и использованием специалистов. Не преодолена, в частности, тенденция к использованию специалистов в качестве рабочих в условиях, когда в составе работников, замещающих инженерно-технические должности, есть большая группа лиц без специального образования. Например, в системе Министерства легкой промышленности СССР работают 500 тысяч дипломированных специалистов, из них 142 тысячи — с высшим образованием. Наряду с этим в отрасли 30 тысяч практиков работают на должностях инженерно-технических   работников, а на рабочих должностях заняты 100 тысяч специалистов, из них 4 тысячи – с высшим образованием.

Во исполнение постановления бюро МГК КПСС институт заключил договоры с каждым столичным текстильным предприятием о командировании на учебу рабочей молодежи. Эту работу возглавили ректорат, партком, деканы, заведующие профилирующими кафедрами, партбюро факультетов. В институте были проведены совещания директоров, секретарей парткомов и комитетов ВЛКСМ предприятий. Ректоратом и парткомом были посланы письма во все райкомы партии Москвы с анализом положения дел на подведомственных им текстильных предприятиях и просьбой оказать помощь в командировании передовой производственной молодежи на учебу в институт. Активную позицию заняли министерства легкой промышленности СССР и текстильной промышленности РСФСР. Как результат за три года текущей пятилетки институт уже направил на предприятия Москвы 1.500 инженеров.

Коротко рассказав о достижениях вуза в деле воспитания молодых специалистов, секретарь парткома Московского энергетического института Ю. М. Павлов отметил, что негативные моменты, которые порой все еще встречаются в жизни студентов, в их быту, во взаимоотношениях в коллективе, в отношении к учебе, в организации и формах проведения досуга, заставляют задуматься, насколько знания в них переплавились в убеждения. В борьбе с этими явлениями особое значение в МЭИ придается сейчас работе преподавателя непосредственно в студенческой группе, его умению в принципиальном споре и дружеской беседе аргументированно и убежденно, с партийных позиций помочь юношам и девушкам найти верную оценку событий и явлений нашего времени, В институте сложилась и хорошо себя зарекомендовала практика бесед партийных активистов, руководящих работников института и деканатов, ведущих ученых со студенческими группами по основным вопросам жизни страны и вуза. На живую, неформальную работу со студенческой группой нацелены комсомольский, профсоюзный актив. В этом году была проведена школа партийно-профсоюзного и комсомольского актива под девизом "Идейно зрелую, активную жизненную позицию — каждому студенту МЭИ".

Требования времени заставили партком и ректорат решительно пересмотреть практику подбора и расстановки преподавательских кадров. Были учтены предложения, высказанные коммунистами на партийном активе, специально посвященном  этому  вопросу. Партгруппы кафедр, партийные бюро факультетов стали более тщательно подходить к рекомендации кандидатуры на должность преподавателя, учитывать не только профессиональную пригодность, научный потенциал, но и общественную активность кандидата, его умение работать с молодежью. В повседневную практику партийного комитета и партийных бюро факультетов вошли отчеты  заведующих кафедрами, профессоров, доцентов.

В качестве одного из важных путей совершенствования воспитательного процесса используется включение студентов в научную деятельность коллективов кафедр, нацеленных на решение важных народнохозяйственных задач. В работе, например, по выполнению комплексной программы "Повышение эффективности энергообеспечения Москвы" наряду с учеными института активное участие принимают студенты семи факультетов.

Роли и важнейшим задачам преподавателей общественных наук посвятил свое выступление заведующий кафедрой научного коммунизма естественных факультетов Московского государственного университета имени Ломоносова С. И. Никишов. Он рассказал о том, что в МГУ создана авторитетная координационная комиссия по совершенствованию научной и учебной работы в области общественных дисцип­лин и подготовки кадров обществоведов в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК партии. В этой работе используются как традиционные, так и новые формы и методы. Готовятся теоретические конференции, пишутся рефераты, запланированы беседы ученых со студентами и аспирантами за "круглым столом". Сейчас проводится аттестация обществоведов. Работа каждого из них проанализирована, отчеты и планы рассмотрены на заседаниях партийных бюро, замечания и пожелания высказаны в присутствии аттестуемых и внесены в характеристику. Другая важная мера в том же направлении — усовершенствованный порядок приема на факультеты, готовящие специалистов по общественным наукам.

Ученые, аспиранты, студенты МГУ активно включились в работу по пропаганде решений июньского Пленума ЦК КПСС. Уже прочитано более 1.500 лекций и докладов, более 400 раз выступали ученые университета в трудовых коллективах города. Эту работу намечено продолжить, сделать еще более целенаправленной и содержательной.

Вопросы подготовки специалистов с высшим образованием, отмечалось на собрании, постоянно находятся в центре внимания городской партийной организации, горкома и райкомов партии. Усиливается внимание парткомов и партбюро вузов к повышению качества подготовки специалистов, эффективности их коммунистического воспитания, другим проблемам совершенствования деятельности высших учебных заведений.

Под руководством партийных организаций в учебный процесс широко внедряются достижения науки, современные формы и методы обучения с применением технических средств, совершенствуется подготовка специалистов по фундаментальным дисциплинам, вопросам организации и управления общественным производством. Многие учебные заведения ввели в практику проведение занятий на производственной базе, активнее привлекаются для участия в учебно-воспитательном процессе ведущие специалисты и руководители предприятий и учреждений города. Московскими вузами создано 82 филиала кафедр на промышленных предприятиях, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро.

Все это позволяет повышать качество подготовки кадров. За прошедший учебный год вузами города выпущено 94 тысячи специалистов, большинство из которых обладают  глубокими знаниями, широтой профессионального кругозора, прочной марксистско-ленинской подготовкой. Организовано обучение по 70 новым специальностям и специализациям, определя­ющим научно - технический прогресс, увеличен контингент студентов по ряду дефицитных для московских предприятий специальностей. Лучше удовлетворяются потребности предприятий и организаций города в дипломированных специалистах.

Увеличился вклад вузовской науки в решение проблем развития промышленности и инфраструктуры Москвы. За прошедший год учеными вузов выполнены научные исследования объемом в 320 млн. рублей, при этом более 60 процентов из них — для московской промышленности.

Райкомы партии, партийные комитеты, партбюро вузов уси­лили внимание к идейно-политическому воспитанию студенческой молодежи, совершенствованию работы кафедр общественных наук вузов, укреплению их кадрового состава. За последние годы среди заведующих кафедрами на 37 процентов возросло число профессоров и докторов наук, значительно больше стало преподавателей с учеными степенями и званиями. Под руководством партийных организаций в вузах планомерно ведется подготовка кадров высшей квалификации.

Большую работу проделали парткомы, партбюро и ректораты по подготовке к новому учебному году. В большинстве вузов своевременно проведен ремонт учебных зданий и общежитии. Профессорско-преподавательским составом подготовлено много новых курсов лекций, выпущено учебников, учебных пособий и методических рекомендаций.

Вместе с тем, отмечалось на собрании актива, что в работе вузов Москвы имеется много недостатков, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "0 дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов" выполняется медленно. Парткомы, партбюро ряда вузов, партийные организации не предъявляют достаточной требовательности к ректоратам, деканатам факультетов за выполнение имеющихся в большинстве вузов комплексных планов повышения качества подготовки специалистов.

Не в полной мере выполняется требование постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по высшей школе о расширении и укреплении связей учебных заведений с соответствующими отраслями народного хозяйства. Партийные организации и ректораты не проявляют необходимой активности для решения вопроса о раннем (за 1— 3 года до окончания) распределении выпускников, что позволило бы создать условия для целевой подготовки кадров, учитывающей особенности конкретных предприятий и организаций. Во многих вузах не налажен систематический анализ работы выпускников в народном хозяйстве с целью дальнейшего совершенствования учебного и воспитательного процесса.

Райкомы партии, партийные организации, ректораты вузов слабо работают по привлечению на учебу лучшей молодежи с предприятий и организаций Москвы. Так, число первокурсников, направленных на учебу москов­скими предприятиями, снизилось по сравнению с прошлым годом в 1,3 раза и составило менее 600 человек, при этом в 38 вузах нет ни одного студента по направлению московских предприятий.

Не полностью удовлетворяются запросы города по таким специальностям, как "энергетика", "радиотехника и связь", "строительство",   "электронная техника", "электроприборостроение и автоматика", "бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности", а также по некоторым специальностям медицинского и педагогического профиля. Одновременно выпуск специалистов  по ряду других специальностей из числа лиц, проживающих в Москве и пригороде, существенно превышает имеющиеся потребности: в области права — почти в 10 раз, в экономике и организации железнодорожного транспорта — в 4 раза, технологии виноделия — в 6 раз.

Определенные недостатки имеются в деле идейно-политического воспитания студенческой молодежи. Уровень этой работы еще не в полной мере отвечает требованиям июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. В некоторых высших учебных заведениях не всегда обеспечивается единство процессов обучения и воспитания студентов.  Некоторые из них проявляют политическую наивность, уклоняются от участия в общественной жизни коллектива факультета, вуза, стремятся выделиться  не знаниями и трудолюбием, а мнимой оригинальностью, подражанием западной "культуре".

Парткомы, партбюро, ректораты ряда вузов не проявляют должного внимания к повышению роли преподавателей в воспитании студентов, не предъявляют к ним необходимые требования за результаты их педаго­гической деятельности.  Иногда фактам недобросовестного отношения преподавателей к своим обязанностям, нарушений дисциплины, моральных норм не дается принципиальная партийная  оценка, они нередко замалчиваются.

Еще имеют место случаи, когда подбор преподавателей осуществляется без достаточного учета их деловых и политических качеств. При этом иногда решающую роль играют не интересы дела, а личные или групповые интересы, протекционизм. Не изжиты и такие недопустимые явления, как нарушение законодательства, взяточничество. Все эти недостатки отрицательно влияют на качество подготовки специалистов, их идейно-политическое воспитание.

Райкомам партии, партийным организациям вузов, ректоратам, исходя из требований XXVI съезда КПСС, решений ноябрьского (1982 г.) и июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС, постановлений партии и правительства по высшей школе необходимо добиваться улучшения качества подготовки и идейно-политического воспитания специалистов, укрепления связи вузов с производством, практикой коммунистического строительства.

Партийным организациям высших учебных заведений, отмечалось на собрании актива, следует активнее использовать право контроля деятельности администрации, добиваться, чтобы содержание преподавания в полной мере отражало достижения науки, техники и культуры, чтобы в нем учитывался современный уровень образованности и культуры молодежи. Необходимо готовить таких специалистов, которые в состоянии на практике осуществлять курс партии на перевод экономики на интенсивный путь развития, рациональное использование производственного потенциала и всех видов ресурсов.

Необходимо расширить практику заключения договоров с промышленными предприятиями, учреждениями города с целью удовлетворения их потребностей в кадрах дипломированных специалистов. Надо совершенствовать отбор молодежи в высшую школу, создавать условия для правильного выбора молодыми людьми учебного заведения, совершенствовать практику приема вступительных экзаменов.

Ректораты, партийные организации должны добиваться повышения результативности вузовской науки, теснее увязывать ее с запросами народного хозяйства, направлять научные исследования на решение узловых проблем народного хозяйства столицы. Нужно значительно усилить внимание к идейной закалке студенческой молодежи. Следует формировать у нее стойкость к враждебной идеологии и пропаганде, высокую нравственную и политическую культуру, воспитывать в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма, политической бдительности, готовности к защите социалистической Родины.

Райкомам партии, партийным комитетам, партбюро вузов необходимо предъявлять более высокие требования к руководителям подразделений, коммунистам за создание на кафедрах, в лабораториях обстановки принципиальности и творческой инициативы. Следует решительно бороться за укрепление трудовой и учебной дисциплины, создание в вузах образцового порядка и организованности, строго взыскивать с работников, допускающих отклонения от норм преподавательской этики, правопорядка и социалистической законности.

Надо повышать авангардную роль и боевитость партийных организаций вузов. С учетом возросших требований необходимо совершенствовать практику подбора, расстановки и воспитания кадров, контроля и проверки исполнения. Следует улучшать работу по росту партийных рядов, идейно - политической закалке молодых коммунистов, расстановке партийных сил, руководству профсоюзными и комсомольскими организациями.

Все эти вопросы должны быть в центре внимания проходящих сейчас отчетно-выборных собраний в парторганизациях.

Коммунисты высших учебных заведений — крупный отряд городской партийной организации. Они должны усилить свое влияние на решение проблем высшей школы, оказание помощи вузов развитию народного хозяйства города.

В настоящее время трудящиеся Москвы, успешно выполнив плановые задания 8 месяцев текущего года по основным технико-экономическим показателям, борются  за выполнение плана 1983 года и трех лет пятилетки. Коммунистам вузов необходимо оказывать всемерную помощь предприятиям, учреждениям города в деле совершенствования производства, его эффективности и качества работы, активнее проводить научные исследования по актуальным проблемам развития отраслей народного хозяйства столицы.

Передовые коллективы трудящихся нашего города выступили с инициативой провести 15 октября коммунистический субботник. посвященный 25-летию движения ударников и коллективов коммунистического труда. Все заработанные средства пойдут на сооружение мемориала Победы и музея Великой Отечественной войны. Будет правильно и полезно для воспитания молодежи, если профессорско - преподавательский состав, сотрудники, все студенты вузов и примут активное участие в коммунистическом субботнике на стройках и других объектах, чтобы заработать и внести свой вклад в финансирование сооружения мемориала Победы.

Важные задачи стоят перед коллективами высших учебных заведений по оказанию шефской помощи совхозам, колхозам Подмосковья в уборке картофеля и овощей урожая 1983 года. В настоящее время более 40 тысяч студентов вузов города участвуют в уборке картофеля и овощей в хозяйствах Московской области. Партийным комитетам, партбюро вузов, ректоратам необходимо уделить особое внимание созданию условий для высокопроизводительного труда студентов, соблюдению ими требований техники безопасности, обеспечению нормальных условий для проживания и отдыха.

Требуется усилить контроль со стороны партийных комитетов, партбюро вузов за подготовкой высших учебных заведений к зимнему периоду. Следует внимательно проверить готовность инженерных систем, оборудова­ния к эксплуатации в зимнее время, принять необходимые меры для устранения имеющихся недостатков, обеспечить нормальные условия для проведения в вузах учебно-воспитательного процесса в осенне-зимний период.

В принятой резолюции отмечается, что собрание актива вузов столицы всецело поддерживает и одобряет внутреннюю и внешнюю политику КПСС, курс партии на интенсификацию производства, подъем материального благосостояния и культуры народа, углубление социалистической демократии, упрочение основ советского образа жизни, сохранение мира. Усилия коллективов вузов сосредоточены на улучшении качества профессиональной подготовки и коммунистическом воспитании специалистов, увеличении вклада в социально - экономический и научно-технический прогресс.

РК КПСС, партийным организациям вузов, ректоратам, исходя из требований XXVI съезда КПСС, решений ноябрьского (1982 г.) и июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС, постановлений партии и правительства по высшей школе, необходимо добиваться улучшения качества подготовки и идейно-политического воспитания специалистов.

Собрание актива заверило Центральный Комитет КПСС в том, что под руководством городской партийной организации коммунисты, коллективы вузов Москвы будут бороться за претворение в жизнь решений XXVI съезда КПСС, ноябрьского (1982 г.) и июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС, неустанно повышать качество подготовки кадров, увеличивать их вклад в дело коммунистического строительства.