Московская Правда 9 декабря 1983.

ИНЖЕНЕРЫ БУДУЩЕГО

Рассказываем об опыте Московского института электронного машиностроения по подготовке специалистов в области вычислительной техники

"Умные машины" все интенсивнее входят в нашу действительность. И все актуальнее становится вопрос о кадрах, создающих эти машины, управляющих ими. Уровень развития вычислительной техники начинает обгонять темпы подготовки специалистов. Не случайно среди серьезных проблем, которые решает сегодня высшая школа, — поиски путей воспитания инженеров качественно новой формации. Один из них — интеллектуализация инженерных профессий с помощью ЭВМ, глубокое овладение электронно - вычислительной техникой, Проблема эта поставлена в первый ряд в Московском институте электронного машиностроения.

Вуз — один из самых молодых в столице, ему всего два десятилетия, Создание его 6ыло продиктовано развитием новой отрасли, и уже это определило главную цель учебного заведения в подготовке кадров, ориентацию на все новое, передовое. Правда, молодой вуз размещается пока что в старых стенах, здание МИЭМа в Строгине существует лишь в проекте, и, чтобы попасть в ту или иную лабораторию, кабинет, надо пройти лабиринт не очень-то просторных и довольно неудобно расположенных коридоров, крутых и тесных лестничных пролетов. Тем большим контрастом воспринимаются эти лаборатории и кабинеты, оснащенные современнейшей аппаратурой.

В МИЭМе любят подчеркнуть не без гордости, что вычислительной техники нет разве что на двух кафедрах — физического воспитания и иностранных языков. Остальные не только владеют ею, не только ведут с ее помощью научные исследования, но и самым скрупулезным образом используют в учебном процессе. Знакомство с ЭВМ для всех инженерных специальностей начинается уже с первого курса, и сразу после первых двух семестров студент проходит так называемую вычислительную практику.

Чтобы не быть голословным, проректор по учебной работе МИЭМа, доктор технических наук Валерий Николаевич Афанасьев показывает планы занятий по всем десяти специальностям, по которым готовит институт. Вот, например, какая норма у будущих инженеров - механиков: 430 — 460 часов, то есть одна десятая всего учебного плана отводится вычислительной технике. Это — профиль инженерный. А чтобы стать специалистом в области кибернетики или электроники, надо отдать изучению ЭВМ гораздо больше времени.

Столь "плотное" включение электронно-вычислительной машины в учебный план — далеко не формальная акция, нововведение потребовало коренного пересмотра учебных планов. Скажем, раньше 80 процентов времени уходило у студента на разного рода вычисления, а идеология предмета, выражаясь термином преподавателей, оставалась подчас в стороне. Машина взяла на себя рутинную работу, высвободила время, которое надо использовать с максимальной отдачей. Так появились в МИЭМе индивидуальные учебные планы, согласованные с научно - методическим советом при Минвузе СССР по той или иной проблеме и представителями отрасли, для которой готовятся кадры. Знакомя меня с этими планами, Валерий Николаевич Афанасьев произнес удивившую поначалу фразу:

— Ни по одному из них полностью мы еще ни разу так и не завершили подготовку специалистов.

Дело, конечно, не в непоследовательности, а, напротив, в последовательном стремлении вуза постоянно обновлять учебный процесс, реагировать не на уже происшедшее в технике, а на тенденции ее развития. Так в свое время включались в планы курсы, связанные с микропроцессорами, системой автоматизированного проектирования (САПР), так в дипломные проекты вошла машинная часть. Так в институте возникла идея учебной САПР.

Познакомил меня с ней заведующий кафедрой электронного машиностроения, профессор Борис Никифорович Золотых. САПР в учебном варианте? Мысль эта вызывала недоверие у скептиков, Начальные шаги не могли удовлетворить и кафедру. Причина стала ясна после первых же предложенных проектов: рамки вуза делали неприемлемым механический перенос модели САПР с производства. Там важен результат расчетов, в вузе — нужен акцент на сам процесс их получения. Учебная САПР дает студенту последовательное представление о том, как надо проектировать, как создается система, приучает не слепо идти за машиной, подчиняя ей мысль, но, напротив, испольэовать ЭВМ для воплощения своих замыслов. На кафедре уже опробована первая очередь учебной САПР, сейчас отлаживается вторая...

Опыт кафедры электронного машиностроения интересен сам по себе и в то же время он позволяет более наглядно представить те проблемы, которые в той или иной степени приходилось решать всему вузовскому коллективу.

— И прежде всего это были проблемы психологические, подчеркивает Борис Никифорович. — Как рассматривать ЭВМ: как гигантский арифмометр или как инструментальное дополнение к интеллекту инженера? Второе предполагает не только воспитание творческого начала в будущих специалистах, но прежде всего — перестройку сознания преподавательских кадров. Здесь были свои сложности. Не все охотно шли на коренное обновление привычного и устоявшегося в читаемых курсах. В вузе создали внутренний факультет математических знаний для преподавателей, организовали стажировку их на крупнейших производствах, стали проводить семинары с участием ведущих специалистов отрасли. В результате только на кафедре электронного машиностроения преподаватели предложили пять новых курсов, в том числе теорию алгоритмов и методы приближенных вычислений, теоретические основы машинного проектирования и так далее. Все исследования, проводимые на кафедре, переходят постепенно на рельсы автоматизированного проектирования, и если всего лишь пять лет назад работы по хоздоговорной тематике практически полностью выполнялись без вычислительной техники, сегодня на нее опирается более 80 процентов от общего объема проводимых исследований.

В одной из лабораторий кафедры мне показали образцы деталей, полученных на электроэрозионных обрабатывающих комплексах. Тончайшая ажурная работа, точность обработки — порядка 1,6 — 2 микрон, она может быть достигнута лишь с помощью электронно - вычислительной машины. Кстати, напоминают в лаборатории, возможность использования ЭВМ для электрофизических методов обработки впервые в мире была высказана именно учеными МИЭМа, способ предложил ректор института, профессор Евгений Викторинович Арменский. Ныне способ широко используется на производстве.

Это далеко не единственный пример успешного решения вузом задач, нацеленных на автоматизацию и роботизацию промышленности, научных исследований. Вот только одна из последних разработок, которые выполнены на кафедре кибернетики. Сотрудники ее в этом году внедрили систему автоматизированных измерений параметров фотоприборов. Если раньше контроль качества проводился выборочно и дефекты выявлялись только во время эксплуатации, то с внедрением системы надежность фотоприборов гарантируется использование ее на практике принесло 396 тысяч рублей годовой экономии.

Казалось бы, что общего у этой и других работ с организацией учебного процесса. Связь самая непосредственная. Во-первых, во всех исследованиях участвуют студенты, тем самым углубляя багаж знаний и ближе постигая производственные проблемы. Во-вторых, заинтересованность предприятия в предлагаемых исследованиях стимулирует их в оснащении вуза новейшим оборудованием. Вспомним "снаряжение" кабинетов и лабораторий МИЭМа — это результат прямых контактов с отраслью. И не случайно ректорат, предложив кафедрам максимально вводить в учебный процесс вычислительную технику, поставил условие: искать пути получения этой техники самостоятельно. А тут уж хочешь не хочешь, надо проявлять инициативу, которая окупается сторицей...

Наконец, есть еще одна связующая нить производства и учебного процесса. На любой кафедре МИЭМа, рассказывая о новых курсах, новых направлениях работы, вам неизменно с гордостью назовут имена бывших студентов, а ныне видных специалистов в той или иной области. Те, кто переступал порог вуза двадцать лет назад, сегодня определяют политику научно-технического прогресса. Нынешним студентам развивать технику ХХI века. А значит, истоки ее должны быть заложены сегодня, уже в учебном процессе.

В. ЕГИКОВА