Московская Правда 7 октября 1971.

КАНДИДАТЫ  В  НАУКУ

Все возрастающая роль науки в жизни общества заставляет нас, преподавателей высшей школы, постоянно думать о подготовке научных кадров, о воспитании тех, кто сегодня делает свои первые шаги на пороге новых открытий.

Разными путями приходят люди в науку. Но, пожалуй, не ошибусь, если скажу, что главным среди них была и остается аспирантура. Успех ее деятельности определяется прежде всего тем, кого мы в нее принимаем. И высшее образование в данном случае не является единственной путевкой в нее. В наше время практически каждый может окончить вуз. Однако далеко не все могут учиться в аспирантуре. Мы понимаем, что она не выпускает готовых ученых,  а лишь кандидатов в науку. Но очень важно суметь правильно отобрать таких кандидатов, увидеть способности каждого, помочь каждому избрать свой путь в исследованиях.

Вот почему мы отказались от приема всех желающих на условиях общего конкурса. К вступительным экзаменам допускаются лишь те, кто прошел специальное собеседование.

В аспирантуру нашего института, во-первых, приходят вчерашние студенты, окончившие вуз с отличием и активно участвовавшие в течение всей учебы в работе научных студенческих обществ. Их исследовательская деятельность проходила на наших глазах, под руководством наших преподавателей. Таких выпускников рекомендуют ученые советы факультетов, партийные и комсомольские организации.

Дневная аспирантура у нас целевая — она готовит высококвалифицированных специалистов для последующей работы в учреждениях,  пославших их учиться. Поэтому, кроме тех, кого мы готовим для научной и педагогической деятельности в своем институте, в аспирантуре учатся наиболее способные представители других, чаще всего отдалённых вузов. Знакомимся мы с ними заранее. Они пишут в нашем институте дипломы. Если такой выпускник уже подготовлен, мы допускаем его к приемным экзаменам. Если нет, то после защиты диплома предлагаем ему стать соискателем.

Некоторые из них зачисляются на штатную должность и продолжают работу над темой при одной из наших кафедр. Их включают в группу соискателей по иностранному языку и философии, чтобы готовиться к сдаче кандидатского минимума.

Такая подготовка в аспирантуру, на наш взгляд, очень полезна, так как помогает освоить необходимую. для будущей диссертации литературу, а научному руководителю — ближе узнать своего ученика.

Почти такой же подход у нас и к тем, кто приходит в аспирантуру с производства. Как правило, это работники предприятий, с которыми институт связан общими исследованиями. В 1970 году 20 процентов поступивших в аспирантуру составили производственники. Некоторых из них мы принимаем сразу, другие вначале становятся соискателями и продолжают научные исследования непосредственно на своем предприятии или в учреждении, а затем приходят в аспирантуру.

О результатах всей подготовительной работы можно судить хотя бы по такой цифре: в 1970 году 76 процентов принятых в аспирантуру сдали полностью или частично кандидатский минимум  и имели определенный "задел" по диссертации. В 1968 году таких было лишь 60 процентов.

Но вот человек наконец  стал аспирантом. И нас уже заботят новые проблемы.

Мы стремимся к тому, чтобы все аспиранты вовремя защищали диссертацию.

Необходимость своевременной защиты ставит и самих аспирантов, и весь профессорско-преподавательский состав в рамки строгой дисциплины, заставляет работать более энергично. Поэтому на одном из собраний партийного актива института, а затем на общеинститутском ученом совете было принято решение: довести в нынешнем пятилетии число защитивших диссертацию к моменту окончания аспирантуры до 60 процентов. Для осуществления решения разработаны практические рекомендации.

Не стану рассказывать о них подробно. Скажу лишь, что в институте введен строгий учет подготовки аспирантов каждым специалистом. Мы ввели картотеку, которая позволяет постоянно контролировать всех научных руководителей. И если он не справляется со своими обязанностями, мы не разрешаем ему набирать новых аспирантов.

Преподаватели - коммунисты периодически отчитываются о ходе научно-исследовательских работ, выполняемых аспирантами, на заседаниях партийного бюро.

Весьма помогает использование электронно-вычислительных машин, позволяющих решать принципиально новые задачи. К  сожалению, не всякий умеет ими пользоваться. Поэтому в институте факультативно проводятся лекции по программированию. Затем на консультациях опытные математики-программисты помогают аспирантам в постановке и решении конкретных задан.

Сокращению сроков подготовки диссертации, улучшению ее качества способствует и своевременная публикация аспирантских трудов. Мы отказались от выпуска дорогостоящих изданий, состоящих из статей по различным научным направлениям, и начали печатать тематические сборники, которые очень удобны для специалистов.  И тут не могу не пожаловаться уже в который раз: нет межвузовской типографии. Поэтому проблема публикации научных работ аспирантов по-прежнему остается острой.

П. СЫПЧУК,

доцент, проректор по научной работе Московского

института электронного машиностроения.