Московский комсомолец 29 сентября 1970.

НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО — УЧИТЬСЯ

На факультете ПЭМ учится Лена Ляпунова. У этой студентки любопытяая история. Придя в институт, она сразу активно занялась общественной работой. Это вообще-то не такое частое явление среди первокурсников. Обычно требуется какое-то (иногда долгое) время на "раскачку". Действительно, учиться в нашем вузе, как и в любом другом, достаточно сложно, особенно человеку, который привык к контролю со стороны. Дома есть папы, мамы, в школе учителя каждый день проверяют домашние задания, а в институте ты свободный от опеки человек. До сессии. Но программу первых курсов легкой не назовешь. Вот и попадает неопытный первокурсник в сложную ситуацию: с одной стороны — свобода, а с другой — неизмеримо более высокая нагрузка. Бывает, что и не до общественной работы — особенно если неожиданно появятся "хвосты".

Лена Ляпунова была исключением, но не сказать, чтобы слишком удачным. Общественную работу она повела с первых дней, а вот учиться начала слабо. Бывали и двойки.

Лене было трудно, но она не бросила общественную работу. Теперь она на 4-м курсе, член факультетского бюро, отличница.

К чему этот пример? Ну, во-первых, приятно на факте убедиться, что общественная работа даже в самой трудной ситуации не мешает учебе, если ею занимается человек сознательный, активный и трудолюбивый. А во-вторых, пример показывает, что даже лучшим студентам особенно трудно приходится именно на первых порах, на первом-втором курсах.

Случаев в подтверждение этой мысли можно привести много. Есть и статистика. Степень успеваемости на этих курсах в нашем институте более низкая, чем у старшекурсников (есть тут, на наш взгляд, еще одна причина — невысокий уровень математической подготовки в. средней школе).

Как бы то ни  было, факт остается фактом. Особое внимание следует обратить на первый курс. Усилия здесь нужны коллективные, можно сказать, всех служб института. Идея ясна: необходимо с первых месяцев устранить неритмичность учебной работы студентов. Сделать это, конечно, непросто. Студент есть студент.. Он живет сам по себе, проверять ежедневно, чем он занят, нет возможности, да и вряд ли имеет смысл это делать. Контроль за успеваемостью в институте должен качественно отличаться от школьного и родительского надзора. Если сеиклассника еще можно запереть дома и заставить делать уроки, то в институте — это уже пройденный этап воспитания. Хотя и в этом направлении кое-что делается (не в буквальном смысле, естественно). Но в общем-то отдаленно похоже.

Так, например, в институте создана инспекционная комиссия по проверке готовности кафедр к началу сессии. В комиссии по~ рекомендации парткома работают молодые преподаватели — коммунисты, энтузиасты своего дела. Работа комиссии в прош­лом году помогла в большинстве случаев устранить повторявшиеся от сессии к сессии недостатки: неравномерность сдачи зачетов и лабораторных работ, несвоевременность защиты "курсовых", проектов и коллоквиумов.

Во время сессии был организован оперативный штаб, в который вошли сотрудники и аспиранты института. Штаб контролировал ход сдачи экзаменов, тут же выявлял причины несдачи, делал возможный анализ и вывешивал  информационные бюллетени по итогам.

Делалось и другое. Так, мы проводили и будем проводить анкетирование студентов 1, 2, 3-го курсов. Анкеты были составлены так, что давали реальную картину загрузки студентов в сопоставлении с загрузкой, планируемой кафедрами. Далеко не всегда они совпадали. Для большей маневренности контроля, так сказать "напрямую", наш учебный отдел разработал "бланки текущей успеваемости".

Однако можно устраивать проверки, можно пугать исключением, можно даже исключать, если не воспитано в каждом студенте чувство долга, если он учится сам по себе, ради диплома — ничто не поможет. Все будет отдано на волю случая. Тогда вопросы успеваемости можно смело отдавать на откуп одним статистам. Пусть они подсчитывают: сегодня хорошо, завтра плохо, а послезавтра опять хорошо.

И3 ГОДА в год в нашем институте растет научная деятельность студентов. Сейчас в НСО работают около 1200 человек. В прошлом  году институт проводил московскую городскую конференцию "Студенты Москвы — науке, культуре, производству". Миэмовцы завоевали две первые, четыре — вторые, три— третьи и двенадцать поощрительных премий. Институт награжден знаменем МГК ВЛКСМ за участие в выставке технического творчества студентов. 16 наших ребят были представлены к награждению медалями. Объем студенческих хоздоговорных работ по СКБ приближается к 200 тысячам рублей. Заметим, что работой СКБ руководят молодые специалисты, недавние выпускники нашего института.

Мы боремся за массовость участия, допустим, в конкурсе научных студенческих работ. Стараясь одновременно, чтобы научная деятельность студентов приобретала более практический характер (число курсовых и дипломных работ, выполненных по заданию производства на сегодня, — около 70 процентов, и оно растет).

И здесь нас иногда упрекают, вернее, обвиняют в ошибке. Мол, из-за массовости может пострадать качество. Нельзя не согласиться с мыслью о качестве, когда она высказывается как требование. Но что же получится, если применить ее в абстракции к научной работе студентов? Получится так: мы должны выделить из общей массы несколько наиболее способных людей и вести работу только с ними. Пусть, мол, вместо двух тысяч у вас будет десять работ, но зато отменных. Так ведь эти десять талантливых работ и так никуда не денутся. А как же остальные? Пускай делают, что хотят? То есть пускай ничего не делают?

Мы не думаем так. Да, наш лозунг — массовость. Каждый должен показать, что он учится не зря, не, впустую. Каждый.

Так же, как все студенты сдают Ленинский зачет. Ведь здесь неразрывная связь, кольцо. Зачет — это проникновение в теорию, выработка коммунистического сознания, научная работа — практический выход, так сказать, подтверждение идеи делом. И иного пути нет.

МЫ НАЧАЛИ свои заметки с первокурсииков. Этим же надо и кончить.

Кто должен заниматься учебной работой в институте? Естественно, учебные секторы комитетов ВЛКСМ, факультетов и курсов. Они этим .и занимаются.

Как? На факультете ФПМ на четвертом курсе учится Гена Устьев. Он куратор. Начал он свою деятельность в прошлом году. Пришел в группу новоиспеченных студентов и сказал:

— Вот, ребята, поздравляю, мне выпала честь познакомить вас с институтом!

И стал с этой группой работать. Ходил с ребятами в кино, помогал готовиться к семинарам, убеждал, спорил, рассказывал, почему МИЭМ самый интересный вуз в Москве. Иногда (буквально) читал лекции по трудным разделам.

Гена Устьев не следил, кто прогулял лекцию, кто поздно лег спать. Его задача была шире и тоньше. Он создавал коллектив. И он его создал. В этой группе, если и бывают неприятности, то они временные. Их переживают все вместе. Там и беда на всех, и радость на всех.И нет "кандидатов на вылет".

В этом году Гена Устьев возьмет другую группу. Он, куратор-старшекурсник, осуществляет необходимую связь между вчера еще не знакомыми людьми и огромным коллективом комсомола МИЭМа, знакомит и приближает ребят к традициям и напряженной комсомольской жизни вуза. Помогает встать твердо на рельсы науки.

Таких, как Устьев, много. К каждой новой группе комитет прикрепляет одного-двух кураторов-старшекурсников, ребят толковых, закаленных и опытных. Одним словом, это называется кураторство, и мы считаем такую форму одной из главных и полезных в учебной работе. С удовольствием повторяю цифру повышения успеваемости — 15 процентов.

Будут и другие формы. Мы их ищем, находим, проверяем и, если они дают положительные результаты, проводим в жизнь.

на днях — большой и торжественный праздник — 50-летие выступления В. И. Ленина на III съезде РКСМ.

Юбилей речи — очередной этап Ленинского зачета. В этот день  мы соберемся все вместе, подведем итоги и поговорим о дальнейших задачах и планах.

И в первую очередь о нашей главной задаче — овладении знаниями.

В.АФАНАСЬЕВ,

секретарь комитета ВЛКСМ МИЭМа