Московский комсомолец 28 декабря 1971.

ПУТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

СРЕДИ множества требований, предъявляемых инженеру завтрашнего дня, главным, пожалуй, является умение принимать самостоятельные решения, творчески подходить к любой технической задаче. И естественно, что каждый вуз стремится уже на младших курсах привить студентам вкус к анализу и размышлению над услышанным на лекциях.

Но чтобы этот труд не пропал даром, одних наших "преподавательских" усилий может оказаться недостаточно. Нужна помощь студенческого коллектива — он должен сам, по-взрослому, влиять на учебную и общественную жизнь учащихся.

В этой связи огромное значение приобретает студенческое самоуправление. Эта сторона вузовской жизни еще ждет обсуждения, обмена опытом. Каждый институт вкладывает в понятие самоуправления свое содержание, у каждого свои трудности и свои достижения. Но зачастую мы ничего не знаем о них. Чтобы в какой-то мере восполнить пробел, я расскажу об опыте и формах управления жизнью студентов на нашем факультете.

Прежде всего хотелось бы заметить, что взаимные связи руководства факультета, кафедр и студентов у нас не скованы какими-то застывшими, канонизированными формами. Мы стремимся использовать любую возможность сближения с молодежью, не забывая главной цели — вовлечения как можно большего числа 19—20-летних ребят в орбиту учебных и общественных интересов группы, курса, факультета.

Два раза в семестр деканат приглашает студентов на учебно-производственные совещания, где бывают представители ведущих кафедр. Студенты не просто присутствуют при обсуждении различных текущих вопросов, они в определенной мере влияют на их решение. Дело в том, что на совещания студенты приходят с собственными замечаниями, предложениями относительно графика занятий, методики тех или иных лекционных курсов, организации лабораторных работ и т. д. Их мнение является итогом детальных опросов, проводимых предварительно на каждом курсе или в группе членами специальных учебных секторов или комиссий, созданных факультетским бюро ВЛКСМ. Ребята не только обобщают, но и анализируют данные об успеваемости студентов, разбирают причины тех или иных срывов.

Со своей стороны, деканат стремится не оставить без внимания ни одну из рекомендаций студенческого учебного сектора. Кстати, за годы моей работы не было случая, чтобы они оказались необоснованными.

Конечно, отношение воспитателей и молодежи, построенное на доверии, само по себе служит стимулом широкого развития студенческого самоуправления. Студенты — взрослые люди, и надо дать им возможность почувствовать это. Мы обязаны считаться с их мнением в таких серьезных вопросах, как зачисление на стипендию или отчисление из вуза. На нашем факультете отсев, правда, небольшой, но тем не менее деканат никогда не проводит его чисто "административным" путем. Каждый "кандидат на отчисление" известен студентам порой даже, может быть, лучше, чем мне, декану. По­этому я подписываю приказ лишь после того, как сами ребята выскажутся за то, что крайняя мера необходима.

Но уж если по ряду причин (а они всегда веские) студенты просят оставить их товарища в вузе, я предпочитаю им верить. И сегодня могу привести множество примеров, когда вчерашние "двоечники", после того как за них взялись их же товарищи, стали успевать по всем предметам, и нет никакого сомнения, что из них выйдут неплохие инженеры. Вот какой силой обладает студенческий коллектив, если только доверять ему.

Есть еще одна "точка приложения" деловой энергии молодых людей. Речь идет о научно-исследовательской работе, где студенческое самоуправление развивается особенно бурно. Когда несколько лет назад на факультете было создано студенческое конструкторское бюро, мы, посоветовавшись с ребятами, сделали ставку на полную их самостоятельность в выборе тем и заказчиков. Конечно, при этом не исключалось общее научное руководство со стороны ведущих ученых факультета.

Студенты, вставшие  во главе КБ, его, так сказать, "мозговой" центр, в настоящее время уже кончили вуз. Некоторые из них, например И. Крон, Е. Лазарев, Н. Бобкова, сегодня работают в конструкторском бюро уже инженерами, а на их место пришли другие, столь же способные старшекурсники. КБ уже переросло рамки одного факультета, здесь работают студенты всех факультетов. Работают с увлечением, отдавая науке все свободное время.

Правда, свободного време­ни у них не так-то много. Поэтому мы стремимся как можно рациональнее строить учебные программы, избегая дублирования отдельных разделов, "общих мест" в лекциях. Это особенно важно при возникновении в вузе новых специальностей, когда все находится в стадии становления, когда еще не ясно, какие вопросы следует включать в тот или иной курс. И здесь опять сами студенты могут оказать деканату реальную помощь.

Сошлюсь на такой пример. Когда на нашем факультете решено было начать подготовку специалистов по квантово-механическим приборам, ребята по собственной инициативе разработали темы и написали рефераты. Более того, они изготовили оборудование для проведения нескольких лабораторных работ, которые ныне включены в число обязательных.

На первый взгляд может показаться, что такая заинтересованность, хотя и хороша сама по себе, не имеет прямого отношения к студенческому самоуправлению. Но это не так. Прежде всего потому, что без стремления внести свою лепту в организацию учебного процесса ни о каком самоуправлении не может быть и речи.

А коли студентам небезразлично, как и чему их учат в институте, им также небезразлично, кто придет вслед за ними займет их место в аудиториях.

И если на факультете в период приема в вуз работают специальные консультативные студенческие отряды а все абитуриенты проходят "аттестацию" в общественной студенческой приемной комиссии, то все это — следствие той заинтересованности в общем деле, которую мы всеми силами стремимся развивать в будущих представителях технической интеллигенции.

Конечно, не каждый способен помимо учебы вести большую общественную работу. Это дополнительная нагрузка, и немалая. Порой даже возникает парадоксальная ситуация: инициативный, способный студент начинает учиться хуже, нежели его "незаметный" товарищ. И у нас был такой период, когда комсомольский актив, на чьих плечах лежит ответственность за дела всех восьмисот студентов, имел успеваемость ниже, чем в среднем на факультете. Теперь положение иное. Но для нас, руководителей и преподавателей, этот факт стал поводом для серьезных размышлений.

Видимо, нельзя ограничивать самоуправление деятельностью определенной группы студентов. Каждый может и должен нести свою долю ответственности за всех, кто учится рядом с ним целых пять лет.

Только тогда студенческой самоуправление станет одним из ведущих звеньев единого учебно-воспитательного процесса, формирующего личность.

Г. ЗЛОДЕЕВ, декан радиотехнического факультета

Московского института электронного машиностроения.