Московский комсомолец 27 ноября 1968.

ЖАЛЬ, ЧТО ВАС НЕ БЫЛО С НАМИ

На днях под Подольском собрались работники студенческого отдела горкома комсомола и секретари комитетов комсомола многих вузов столицы, чтобы поговорить о самых насущных проблемах комсомольской жизни студенчества. Получилось своеобразное комсомольское собрание. Сокращенное изложение этого собрания мы и помещаем сегодня на наших страницах.

Л. МАШКОВЦЕВ, заведующий студенческим отделом МГК ВЛКСМ:

— Два года назад пленум Московского городского комитета ВЛКСМ сформировал основные задачи и направления в деятельности вузовских комсомольских организаций столицы. Через год состоялся III пленум ЦК ВЛКСМ, который на основании решений XXIII съезда КПСС и XV съезда ВЛКСМ более глубоко определил в масштабе страны место комсомольских организаций вузов в деле коммунистического воспитания молодежи.

За последние годы резко изменился контингент студентов дневных отделений вузов. 75 процентов первокурсников московских институтов — школьники. Уровень знаний их выше, но вместе с тем у них совсем нет практического опыта жизни.

Мы должны хорошо сознавать, что сегодняшнее студенчество в 80—90 гг. даст высококвалифицированные кадры промышленности, сельскому хозяйству. Каждый из нас сегодня ощущает сложную международную обстановку, обострение идеологической борьбы. И то, что советские студенты в самых сложных политических ситуациях проявляют подлинную идейность, убежденность, стойкость, — большая заслуга традиций, авторитета, силы, дисциплины комсомольских организаций вузов.

Коммунистическая партия всегда уделяла особое внимание молодежи. В последнее время были приняты Постановления ЦК КПСС о подготовке специалистов и высшей школе, об улучшении преподавания и изучения общественных наук, о праздновании 50-летия ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи.

Давайте попробуем сегодня на нашем собрании рассмотреть различные стороны деятельности комсомольских организаций, оценить эффективность тех или иных форм и методов работы.

В. БАРСУКОВ, секретарь комсомольской организации Института электронного машиностроения:

— В этом году к нам в институт пришло очень молодое пополнение (раньше первокурсники были старше). Поэтому мы несколько изменили формы и методы работы в научной и в учебной деятельности.

Раньше нас вполне удовлетворяла работа учебно-воспитательных комиссий. Именно они разбирали у нас персональные дела, они приходили в группы, они давали рекомендации. А теперь оказалось, что наши УВК с работой не справляются; юные первокурсники не очень-то дисциплинированы, они еще не научились учиться в институте. Мы решили всю учебно-воспитательную работу перенести в комсомольскую группу.

У нас теперь на первых трех курсах такая система. Староста ежедневно составляет справку успеваемости в группе. Сдает ее в факультетское бюро. Там составляют общую факультетскую справку, а затем — институтскую.

Этим самым мы добились, что в группах стали проходить собрания.

Мы прикрепили учебные группы к кафедрам. Кураторство кафедр у нас было и раньше, но оно превратилось в школярство. Теперь профилирующие кафедры занимаются со своими группами. Кажется, получается лучше.

А ежедневные справки, которые составляют старосты, дают нам возможность оперативного контроля за успеваемостью и на курсах, и на факультетах, и во всем институте.

Может, кто-нибудь скажет, что вот, мол, мы студентов, как школьников, заставляем учиться. Но, поверьте, это дает отличный эффект. Мы даже иногда вызываем родителей неуспевающих студентов. Тоже полезно.

А теперь посмотрим на наш омолодившийся студенческий контингент с другой стороны. У ребят хорошая подготовка, свежие знания. Если раньше на первых курсах научно-исследовательской работы никакой не было, то сейчас первокурсники, несмотря на колоссальную учебную нагрузку. тянутся к теоретическим разработкам. За последние два года у нас очень сильное развитие получила научно-исследовательская работа на кафедрах. У человека, который занимается научно-исследовательской работой на кафедре, пробуждается интерес к той будущей специальности, к которой он готовится.

Н. КУСКОВ, секретарь комитета ВЛКСМ автодорожного института (вопрос с места):

— У вас, есть шефство старших курсов над младшими?

БАРСУКОВ:

— Есть... Когда ребята только поступили, старшекурсники рассказали им об институте, об истории комсомольской организации, о выпускниках, А больше наши старшекурсники не знали, что им делать с подшефными. Нагрузка на старших курсах, сами знаете, очень высокая. Только три наших шефа занимались с первым курсом до тех пор, пока он не стал вторым. А затем эта форма заглохла. Сейчас она, правда, опять оживилась. Даже, я бы сказал, возродилась. Ребятам интересно иметь в качестве шефов старших товарищей с кафедры. И особенно, я бы сказал, с теоретических кафедр.

КУСКОВ

— У вас есть школы ведущих преподавателей? Вот раньше была школа Курчатова, например...

БАРСУКОВ:

— Тут все дело в специфике. Наш институт молодой. Профессоров у нас не очень много. Но в принципе у нас тенденция к созданию таких школ есть.

В. КОРЕНЯК, секретарь комитета ВЛКСМ энергетического института:

—У вас оперативки проходят раз в неделю?

БАРСУКОВ:

—Во всяком случае решение мы приняли раз в неделю проводить.

КОРЕНЯК:

—Конкретно расскажи о какой-нибудь оперативке, как там ведете разговор.

БАРСУКОВ:

— В группу, которая проводит оперативки, приходят зам. декана, зам. секретаря комитета комсомола по учебной работе.

Вот я был на оперативке в одной из групп. Как это все происходит? Берется справка, отстающего студента спрашивают, какой срок дать тебе, чтобы ты перед группой отчитался. Он называет срок. И вопрос решается оперативно.

Или вот ты не выполнил курсовую работу, тебе устанавливается такой-то срок.

Или вот мы видим, что ты прогулял столько-то часов, что тебе нужно помочь. В чем ты нуждаешься?

Если он говорит, что мне ничего не нужно, то группа говорит «ладно» и дает задание, срок, он уже должен сам справиться с этим.

На оперативке обычно каждый отчитывается перед группой. Если один и тот же студент выступает как отстающий несколько раз подряд, то разговор переносится на факультетское бюро.

Владимир МАРТИН, секретарь Ленинского райкома ВЛКСМ:

— Мне вот что интересно ваши оперативки развивают творческий подход к знаниям?

БАРСУКОВ:

— Творческий подход к знаниям, естественно, они развивают, но не так как хотелось бы...

КУСКОВ:

— Какой процент успеваемости у вас?

БАРСУКОВ:

— 84 процента, так было в весенний семестр.

С места:

— Не густо!

МАРТИН:

—Где у вас выше успеваемость, на младших или на старших?

БАРСУКОВ:

— На старших. Успеваемость растет с каждым годом...

МАРТИН:

— А участие в научной работе повышает успеваемость?

БАРСУКОВ:

—У нас математическая программа очень сильная. Вы это не забывайте.

Ю. ТКАЧЕВ, секретарь комитета ВЛКСМ экономико-статистического института:

— Как часто проходят у вас научные конференции и семинары?

БАРСУКОВ:

— Научные конференции один раз в год. Семинары — два раза в год.

МАШКОВЦЕВ:

— Кто хочет взять слово?

Слово предоставляется В. КОРЕНЯКУ, секретарю комитета МЭИ.

КОРЕНЯК:

— Мы тоже считаем, что центр тяжести учебной работы нужно перенести в группу.

При курсах были учебно-вос­питательные комиссии, которые в основном работали с лодырями, прогульщиками, с теми, которые получали неуды или имели «ноль» по контрольной неделе.

Так вот мы распустили УВК. И сделали правильно.

Но теперь мы возвращаемся к тому, что УВК должны быть созданы, но на другой основе. Курсовое бюро не тянет, потому что этим надо заниматься постоянно. Оно, курсовое бюро, эта уважаемая комсомольская единица в нашей работе, всю учебную работу вести просто не в состоянии.

Мы считаем, самое важное создать такие условия, чтобы всякое нарушение со стороны студентов вызывало строгое осуждение в группе. Макаренко говорит: «Любой нарушитель должен вступать в конфликт не с  администрацией, а со своим коллективом». Так вот, необходимо, чтобы двойка и систематическая тройка вызывали конфликтную ситуацию в группе.

Какой здесь действующий рычаг? Прежде всего смотр-конкурс. Мы его регулярно проводим в группах.

Мы обращаем главное внимание на отношение студента к учебе, на атмосферу в группе, на то, как там прививается то, что мы называем «культом знаний». Потому что все наши речи, наставления ничего не стоят по сравнению с тем, что товарищи, криво усмехнувшись, скажут: «Ну и серость же ты!».

МАШКОВЦЕВ:

— Слово предоставляется В. ДРАГОМИРУ, секретарю комитета комсомола МВТУ им. Баумана.

ДРАГОМИР:

— Думаю, комиссии, которые помогают комсомольским организациям вести учебно-воспитательную работу, нужны. Главная среди них — учебная комиссия курса. Если же работу комиссии свести к работе с двоечниками, то она никому не нужна.

Основное направление в учебной работе комсомола (в УВК) — это контроль за текущей успеваемостью. Как его проводить?

У нас. например, 85 групп. Контроль мы проводим через смотр в группе. Учебная комиссия и занимается в основном этой работой.

Присутствие преподавателей профилирующих кафедр на смотре группы мы считаем обязательным и особенно обязательным — присутствие и участие преподавателей общественно-экономических кафедр.

Вот такая авторитетная комиссия в составе 10—12 человек делает свои выводы. Кому установит срок сдачи. Кого снимет со стипендии. Кого представит к поощрению. А кого и выгонит из училища.

Поощрение ребят из хорошей группы и перераспределение стипендий тут отдается на волю группы, учебной комиссии.

И третье — это вопрос вообще о студенческой стипендии.

У нас была беседа в Министерстве высшего образования о дифференциации стипендии по оценкам. Вот такие вопросы, мне кажется, надо ставить.

И последнее, о чем я хочу говорить, — воспитание у студентов творческого подхода к овладению знаниями.

Мы поддерживаем создание такой организации, как НИРС, у нас это называется НСТО. У нас работает там 830 человек! Есть у нас и СКБ.

КОРЕНЯК:

Ваша позиция по учебной работе в группе?

ДРАГОМИР:

Работать надо в группе. Чем больше, тем лучше.

МАШКОВЦЕВ:

— Слово имеет Ирина ПОЛУХИНА, секретарь комитета ВЛКСМ МИИНХ и ГП:

— Насколько я понимаю, у всех присутствующих здесь организация комсомольской работы построена по курсам. Мы работаем по вертикали. У нас комсомольские организации разделяются по специальностям. Пре­имущества? Специальность объединяет студентов с первого по пятый курс. Ребят, разных по возрасту, по опыту, жизненному и комсомольскому. Младшие сразу чувствуют руку своей кафедры.

У нас традиция: осенью — встре­чи, собрания по специальности. Здесь студентам рассказывают, каких специалистов выпускает кафедра, где они работают сейчас.

Я хочу показать вам преимущество вертикали. Результаты контрольных недель у нас всегда обязательно объявляются, для этого бюро специалистов (так оно называется у нас) отчитывается на кафедре.

Если какой-то профессор или руководитель кафедры не хочет заниматься успеваемостью студентов, рассуждая так, что студенты первого курса еще «не мои», то таким отчетом мы ставим его перед фактом: так-то, мол, обстоят дела в группе I—2-го курсов. И все об этом слышат, деваться некуда.

У нас это введено с прошлого года. и такая система оправдывает себя. Я утверждаю, есть смысл переходить на вертикаль. Это укрепляет связь специальных кафедр с начала и до конца обучения в вузе со студентами всех курсов.

МАШКОВЦЕВ:

— Слово имеет В. БЕРЕГОВЫХ, секретарь комитета ВЛКСМ МНТХТ.

БЕРЕГОВЫХ:

— Начиная с четвертого курса, у нас студенты планово привлекаются к научной деятельности. У нас студенты просто обязаны трудиться над научной темой, маленькой или большой. И наши дипломники на 85—90 процентов выполняют дипломные работы, а не проекты. Они ставят эксперименты, выполняют задания и потом пишут в течение года работу, которая часто затем становится темой их диссертации.

Мы в этом году поставили перед партийной организацией и ректоратом вопрос об отличниках. Мы хотим шире давать им индивидуальные учебные планы и возможность изменять свой учебный план.

Кстати сказать, нашему институту предоставлено право самому составлять учебный план.

Наше студенческое научно-техническое общество ежегодно проводит конференции. Тех, кто лучше других работает в СНТО, награждаем почетными дипломами, дающими право для поступления в аспирантуру.

МАРТИН:

— Много у вас таких, которые имеют индивидуальные планы?

БЕРЕГОВЫХ:

.——Индивидуальные планы имеют 20 человек. Почетные дипломы получили 19 человек. В аспирантуре у нас человек 45, из них 25 дипломников.

С места:

— Аспирантура сразу по окончании института? И как это делается — по рекомендации СНТО, НСО и ученого совета?

БЕРЕГОВЫХ:

— Я  же сказал, мы рекомендовали 19 человек в аспирантуру, а всего туда поступило 45 человек, остальные пришли с производства.

КУСКОВ:

Надо просить Министерство высшего образования, чтобы нам разрешили варьировать стипендии...

МАРТИН:

— Правильно.

Я считаю, что надо проанализировать жизнь и быт студентов, посмотреть, как влияет на быт и учебу тот или иной размер стипендии.

Как живут наши студенты в общежитии... Сколько раз мы говорили, что нельзя шестерым жить в комнате, которая предназначена для четверых. А у нас есть случаи, когда .в комнате, где могут жить максимум 2—3 человека живут по 5—6 человек.

Вот педагогический институт построил второе общежитие. Но что это за общежитие? Там клуба нет, нет столовой, а буфет такой, что в нем могут поместиться в лучшем случае три человека. Горячей пищи нет.

Сколько раз ставился вопрос и о проездных билетах. Студенты медицинских вузов тратят одну треть своего бюджета на проездные билеты. Влияет это на учебу? Мне кажется, что да.

МАШКОВЦЕВ:

— Есть предложение предоставить слово тов. А. ЧЕРНЕВУ, преподавателю истории КПСС, МГУ.

ЧЕРНЕВ:

— Мне кажется, что основой идеологической работы должно быть изучение социально-экономических дисциплин. И мы свю работу в университете' планируем так же. Но здесь есть - две проблемы. С одной стороны, надо студентов «натаскать». С другой стороны, нужна творческая связь между кафедрами социально-экономических дисциплин и комсомолом.

Как же мы поступаем? Мы часто устраиваем совместные заседания комитета комсомола с кафедрами, приглашаем их на все наши заседания. Но можно ли сказать, что они приходят все на наши заседания? Иногда приходят, иногда нет.

В "Комсомольской правде" была статья Медведева, там были интересные цифры. Он говорит, что когда лектор читает лекцию на ту или иную тему (например, работа В. И. Ленина "Что делать?"), то 85 — 90 процентов записок поступает не в связи с этой лекцией. Лекция идет на тему "Что делать?", а записки студенты пишут с вопросами по современности. Казалось, разбирается один из вопросов по истории партии, а речь переходит на проблемы идеологической борьбы.

Если лектор использует данные современной жизни страны и мира, то количество записок увеличивается в три раза.

Отсюда вывод, что лекции по социально-экономическим дисциплинам надо читать не отвлеченно, а связывать с действительностью.

Мы проделали опыт такой в комитете. Решили обсудить вьетнамский вопрос, пригласили на эту встречу зам. генерального директора ТАСС Хатунцева и др. Поступило 100 записок, и они дали ответы на них. Вышло все удачно, убедительно, с пользой.

Мы считаем необходимым привлекать в общежитие больше преподавателей, высококвалифицированных преподавателей, ибо работа там должна стать закономерным продолжением учебы на факультетах. Но надо, чтобы преподаватели приходили не время от времени, а систематически. Тогда только это даст определенный результат. И в связи с этим мы считаем необходимым при аттестации преподавателей учитывать их воспитательную работу в общежитии.

О первых курсах тут много говорили. Мы начинаем работу с первокурсниками до того, как они станут студентами. У нас существуют заочные подготовительные курсы. Мы привлекаем, молодежь с периферии.

Будущим студентам раздается анкета.

Делается это для того, чтобы хотя бы ориентировочно увидеть общественное лицо поступающего. Анкеты обрабатываются. И мы уже знаем, что если такой-то поступит в университет, то у него хорошо пойдет работа, к примеру, в редакции газеты или в самодеятельности и т. д.

Основная задача — не дать первокурснику раствориться в общей массе. Не секрет, что ближе к старшим курсам студент становится в организационном отношении более "мягким", особенно после 3-го курса, он становится даже несколько аморфным. Чтобы это изменить, "захват" надо делать с первого курса.

У нас есть школа лекторов-международников при историческом факультете. Год назад была открыта такая школа при истфаке (она мыслилась как межфакультетская). Мы приглашаем известных лекторов, литераторов, работников искусств. На некоторые лекции приходило до 200 человек, на другие — 30 и меньше.

Немного о том, как наш студент выглядит в общественном смысле.

Мы в конце прошлого учебного года провели небольшое социологическое исследование. Выяснили, что только 20 процентов студентов гуманитарных факультетов .занимаются общественной, работой, причем тратят на это от одного до двух часов в неделю. А ежедневно по два часа стоят в очереди в буфете.

Вот где есть над чем подумать!

мАйковцев:

Кто хочет взятъ слово?

ПОЛУХИНА:

— Я хочу кое-что сказать в порядке размышления.

Вот сейчас выступили двое ребят. Из МГУ товарищ говорил, что у них были интересные встречи с лекторами-международниками, В принципе — учеными. И эти лекции собирали аудиторию в 200 человек. В МГУ21 тысяча комсомольцев. У нас в институте — 5000 комсомольцев. Зал у нас рассчитан на 820 мест. Когда выступает ансамбль "Искатель", двери ломают.

Но когда мы проводим мероприятия политического плана, с явкой дело обстоит сложнее.

Мне кажется, надо над этим подумать. Мы много говорим, но как-то не получается до конца.

Мне кажется, па подобные мероприятия обязательно должен прийти комсомольский актив. Это уже получается 400 человек. Потом мы возлагаем надежды на строительные отр­ды, которые являются до некоторой степени сформировавшимися коллективами. Таким образом, есть несколько надежных групп. Но все же масса остается в стороне, хотя в принципе она могла бы воспитываться нами.

МАШКОВЦЕВ:

— Слово имеет Владимир ЦОМЫК, секретарь комитета ВЛКСМ 1-го медицинского института.

В. ЦОМЫК:

— Если мы в идеологической работе опираемся только на свои "железные группы", а масса остается в .стороне, — это неправильно.

ПОЛУХИНА (с места):

Вы выступаете не против меня?

ЦОМЫК:

— Я говорю, что должна быть комсомольская дисциплина. На ней надо воспитывать всю комсомольскую организацию, на нее опираться.

Второй вопрос. Это школа лекторов. Это очень хорошая вещь.

У нас лекторов немного, мы их держим для деятельности вне института. Почему? Во-первых, это люди, которые умеют ярко выступить, хорошо ориентируются в международной обстановке. Но лектор из числа студентов — это лектор не того уровня, который может заинтересовать студенчество. Чтобы вести политическую пропаганду внутри института, должен быть более квалифицированный лектор.

В первую очередь я поддерживаю систематизацию направлений в идеологической работе. Какие это направления? Прежде всего — совершенствования форм преподавания общественных дисциплин. На какие формы мы здесь опираемся? Мы стараемся, чтобы наши студенты научились работать самостоятельно.

Мы строим занятия по социально-экономическим дисциплинам в основном на самостоятельных докладах, в основном делаем упор на изучение первоисточников, а не на учебник.

Далее — конкурсы по социально-экономическим дисциплинам. Это очень полезная вещь, но тут мы упираемся в крайность. Мне кажется, что мы напрасно идем по пути количества. В одном из конкурсов у нас в институте приняло участие 1500 человек, Цифра очень приличная. Но это значит, что преподаватель должен проверить 1500 рефератов. Вы представляете себе, что это такое при большой загрузке преподавателей?

Поэтому начинает хромать качество. Идет гонка за количеством, и опускается качество. Надо, наоборот, проводить конкурс на принципе улучшения качества...

Второе направление — это совершенствование форм непосредственно в воспитательной работе. Здесь пока что полная анархия, потому что нет никакого обобщенного материала. Поэтому приходится каждому доходить до всего самому.

Теперь раздел нравственного воспитания. Это очень важный раздел. У нас он важен особенно. Может ошибиться инженер, врач ошибаться не может. Чувство ответственности должно воспитываться с первого курса.

В. МАИБОРОДА, инструктор студенческого Отдела МГК ВЛКСМ:

— Много ли ребят возвращается после распределения обратно в город?

ЦОМЫК:

Мы никакой работы в этом плане вести не можем.

С МЕСТА:

— В таком же положении находятся и технические вузы.

Ю. СОКОЛОВ, комитет ВЛКСМ МЭИ:

— У вас есть случаи, когда люди отказываются из-за распределения от работы?

ЦОМЫК:

— Бывают такие случаи, но мало.

СОКОЛОВ:

— Как комсомол реагирует на отказ?

ЦОМЫК:

. —— Вопрос разбирался на потоке, а если надо. и в комитете комсомола.

МАШКОВЦЕВ:

— Слово имеет В. Барсуков — МИЭМ.

В. БАРСУКОВ, секретарь комитета ВЛКСМ МИЭМ.

— Воспитание коммунистической убежденности у студентов должно быть одним из обязательных элементов учебного процесса в институте. Как этого добиться? Об этом стоит поговорить подробнее...

На помощь приходит социологическое исследование. Очень важно выяснить, какой состав пришел на факультет, какой процент рабочих на курсе. Если процент высокий, то идеологическую работу следует вести с одним уклоном. Если большой процент школьников, — то с другим. Всегда надо помнить главное: конечной целью вузовского воспитания является то, чтобы коммунистическая убежденность проявлялась не только в словах, но и в делах. Часто говорят, что студенты 4—5-х курсов в смысле общественной работы аморфны.

Это не так. Скорее, мы однобоко подходим к рассмотрению этого контингента. Естественно, что оргвопросы ложатся на младшие курсы, естественно, что оргвопросы на старших курсах получают меньшую отдачу.

Но вот в этом году 5-й курс поехал в Красноярск на целину. Некоторые ребята отказались поехать. Какая причина? Они заявили, что должны заниматься научно-исследовательской работой. Это у них конечная цель, Здесь все далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. Важна цель. конечная точка; через нее и надо проверять.

На втором курсе ребята начинают заниматься научно-исследовательской работой. Но и общественно (в том смысле, в котором мы понимаем общественную работу) они по-прежнему активны.

И если на 4—5-х курсах они начинают усиленно работать на кафедрах. то и там нужно говорить о контрольной точке, т. е. об общественной активности, только в несколько измененном ракурсе.

...Здесь хотелось бы сказать о следующем: студент первого курса, придя в институт, начинает изучать историю партии. Если читать историю партии без связи с действительностью, не затрагиваются злободневные вопросы современности на семинарах, на лекциях, то эти вопросы будут решаться кулуарным способом, на лестничных клетках.

Мы просим кафедры социально-экономических дисциплин, чтобы при чтении курса истории партии и других общественных дисциплин они обращали особое внимание на острые проблемы современности.

МАЩКОВЦЕВ:

Слово имеет Владимир ДРАГОМИР, МВТУ.

ДРАГОМИР:

— Главный вопрос, который сейчас стоит на обсуждении, — это совершенствование форм идеологической работы.

Мне, например, исходя из этого, ясно, что мы делаем не все правильно... Об этом надо думать. И не только нам. Надо предложить горкому комсомола, его студенческому отделу выработать какие-то предложения в части изучения социально-экономических дисциплин, выработать какие-то формы.

Считаю прекрасной формой идеологической работы — политбои. Политбой организуют агитаторы групп, и проводится он под руководством факультетского бюро. У студентов часто бывают вопросы по внешней и внутренней нашей политике. Им хочется спорить. Для этого политбой, мы считаем, отличная форма.

Агитационная работа в чем еще .заключается? Вот идет подписка на газеты. Спрашиваешь у человека: "Какую ты газету читаешь?" А он тебе говорит: "Московский комсомолец". "Выписываешь?". "Нет". Значит, он не читает газету регулярно. Значит, надо что-то практически предпринять.

Л. МАШКОВЦЕВ:

— Разрешите, ребята, подвести итог нашего разговора.

III пленум ЦК ВЛКСМ еще раз подтвердил, что сейчас неизмеримо возрастают требования к подготовке высококвалифицированных специалистов, призванных умело решать задачи научно-технического прогресса, управления всеми процессами коммунистического строительства.

В августе состоялся пленум Московского горкома КПСС, обсудивший задачи столичной партийной организации в связи с подготовкой к встрече 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.

Мы вступили в фазу непосредственной подготовки к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Для этого периода характерен трудовой подъем и инициативы всего советского народа, всей молодежи, а значит, всего студенчества.

Мне кажется, что это все обязывает нас, все комсомольские организации вузов еще более требовательно относиться к своей работе.

Вспомним слова В. И. Ленина, который говорил, что вся работа Коммунистического союза молодежи есть воспитание у молодежи коммунистической нравственности.

Поэтому вполне закономерно, что в выступлениях большинства ребят как критерий оценки эффективности. той или иной формы деятельности комсомола была названа работа комсомольской организации группы,

Один из основных вопросов, который обсуждался сегодня здесь, был вопрос учебной работы.

Совершенно правильно говорили ребята, что студенты младших курсов — это еще почти школьники, во всяком случае у них психология школьников. Поэтому необходимо прививать им интерес к будущей специальрости. Об этом говорили и Копеняк, и Полухина. В МЭИ даже читают курс лекций "Введение в специальность". По-моему, это очень хорошо.

Считаю, что ив МИЭМ поступают разумно, используя тягу первокурсников к любым формам практической деятельности.

Мне кажется, интересное предложение сделала Ирина Полухина о прикреплении первокурсников к кафедрам по специальностям. Она исходила из построения структуры своего вуза. Она назвала ее "вертикалью". Такая структура есть в других вузах. У вертикали есть преимущества. Но мы должны хорошо понять следующее. Поскольку учебный процесс, график деканата построены по горизонтали, то и несет ответственность тут деканат. За учебный процесс вы уже не спросите с кафедры.

Мы о защите интересов младшекурсников говорили много. А о требовательности к ним, по-моему, мало. Думаю, что воспитать у ребят уважение к системе образования не менее важно.

Нам вообще надо стать более требовательными. Ни один случай невыполнения комсомольского поручения не может быть обойден. Каждый нужно обсуждать в группе, на курсе. И если мы это не сделаем с первых лет обучения, дальше будет трудно.

Я совершенно согласен с Володей Драгомиром, что учебно-воспитательная комиссия — это основное в нашей учебной работе.

Далее. Мне кажется, что мы должны, видимо, поднять авторитет смотра-конкурса на лучшую группу. И, по-моему, комсомол должен проводить смотры вместе с профилирующими кафедрами.

Я хочу высказать свою точку зрения по поводу дискуссии о студенческом научном обществе.

Мне кажется, что если не будет самостоятельной организации, в хорошем смысле самостоятельной, самодеятельной организации студентов, занимающихся научной работой, если не будет организационно это оформлено, то вся наша научная работа «расплывется по древу», и ничего хорошего у нас не выйдет.

Теперь о работе с отличниками.

Мы недавно пригласили в горком комсомола отличников из каждого вуза. Им раздали анкету. И анкета показала, что перед нами не отличник зубрилка, которого мы в школе не любим. Это человек, занятый и ученой, и научной работой, и общественной работой.

Я считаю, что в МИТХТ делают правильно, когда рекомендуют своих отличников в аспирантуру.

Давайте одобрим опыт МГУ по развитию системы заочных подготовительных курсов. Успешно в этом плане работает Плехановский институт. Опыт у нас есть — надо работать.

Вторая часть нашей беседы касалась идеологической работы.

Во-первых (в этом мнении мы все едины), нужно систематизировать воспитательную работу в вузах.

Нам нужно иметь план работы на все пять лет с учетом специфики вуза.

По-моему, ребята сделали хорошие предложения о системе политинформации в группе, о политбоях.

Как можно оценивать эффективность комсомольской работы в вузе? По-моему, мы должны взять такие критерии: участие в конкурсе по социально-экономическим дисциплинам и НИРСе, общественный зачет по производственной практике, анализ работы выпускников, количество персональных дел.

Но, конечно, это частный критерий оценки, а главный критерий для нас — работа комсомольской организации группы.

Мы специально подробно остановились на вопросе изучения общественных наук только лишь потому, что для нас, для комсомольских организаций вузов, изучение общественных наук — это и есть главная, основная форма политического образований молодежи.

Тут говорилось о неиспользованных резервах. Вот мы проводим учебу секретарей факультетских бюро. учебу комсоргов. Может быть, имеет смысл создать в вузах школу для комсомольского актива на уровне факультетов. Раз-два в месяц проводить занятия, где бы давались более углубленные политические знания.

Я думаю, что мы сегодня поработали плодотворно. Все предложения и пожелания студенческому отделу горкома комсомола мы учтем и обдумаем.

Постараемся выработать боевую программу действий комсомольских организаций по подготовке к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Мы утвердим эту программу на городском активе, который состоится 29 ноября во Дворце пионеров на Ленинских горах.

В. Береговых: КСТАТИ СКАЗАТЬ, НАШЕМУ ИНСТИТУТУ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО САМОМУ СОСТАВЛЯТЬ УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

В. Барсуков: МЫ ДАЖЕ ИНОГДА ВЫЗЫВАЕМ РОДИТЕЛЕЙ НЕУСПЕВАЮЩИХ СТУДЕНТОВ.

В. Мартин: Я СЧИТАЮ, ЧТО НАДО ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ БЫТ СТУДЕНТОВ. ПОСМОТРЕТЬ, КАК ВЛИЯЕТ НА БЫТ И УЧЕБУ ТОТ ИЛИ ИНОЙ РАЗМЕР СТИПЕНДИИ.

В. Корняк: МЫ РАСПУСТИЛИ УВК. И МЫ СДЕЛАЛИ ПРАВИЛЬНО.