Московский комсомолец 27 марта 1981.

НОРМАЛЬНАЯ ГЕНИАЛЬНОСТЬ

"...— Следующий! — крикнул доктор Решетов.
Фотоэлементы бесшумно распахнули дверь, и появился юноша, почти мальчик. Он сел в троноподобное кресло, по сторонам которого свисали серебристые плети контактов.
—Кем вы хотите стать? — произнес традиционную фразу Решетов.
— Поэтом...".
(Д. Биленкин. "Ошибка невозможна...").

В ДАЛЕКОМ будущем каким-то неведомым электронным способом ученые научились делать всех счастливыми. Во всяком случае так считали они сами. Ученые могли распознавать способности каждого человека, тем самым предоставляя ему возможность "найти себя и свое место в мире". Идеальное время — есть гении и нет неудачников. И вдруг среди всеобщего творческого подъема и запрограммированных устремлений в кабинете доктора Решетова появился мальчик, который мечтал не о том.. Не о своем деле...

Впрочем, с нашей точки зрения, ситуация обычная. Многие ли в юности точно знают — это дело мое, а вот это нет? Пожалуй, любой школьник легко перечислит профессии, которые ему нравятся, но, как правило, идет эта симпатия не от знания дела, скорее от впечатления о нем.

Наставлять каждого из нас на путь истинный начинают чуть ли не с пеленок. Но бывает, что полезные советы о выборе профессии — это и не осуществленные в юности мечты родителей, и добрые намерения случайных знакомых. Наверное, и такие советы — дело нужное. Это и повод лишний раз задуматься: "Кем же все-таки быть?". И дополнительная информация о профессиях. Но до какой степени следо­вать им — каждый решает сам. Ведь рекомендуя что-то, человек опирается на свой собственный опыт, часто не зная, насколько он приемлем для другого.

Допустим, в школу на вечер выбора профессии пришел пекарь и рассказал, какое это необыкновенное дело — печь хлеб. Так рассказал, что на следующий день половина десятиклассников горела желанием встать у печи. И, возможно, окончив школу, встала. Хорошо это или нет? Хорошо, если все они прирожденные пекари. А если нет? И вообще, сколько дел надо перепробовать, чтобы выбрать профессию "на вкус"? Мы слышали, и не однажды — нет бездарных людей, есть люди, занятые не своим делом. А можно ли помочь найти это "свое дело" до того, как человек приступил к "не своей" работе? Или это все-таки из области фантастики?

МНОГОФАЗНЫЙ личностный тест — результат многолетнего труда американских психиатров Хатэуэя и Маккинли. На основе его и в нашей стране составлены методики, с помощью которых можно определить эмоциональные особенности человека, его волевые качества, творческие способности, область наибольшего успеха в делах и многое другое.

О том, как может быть использована методика определения психологических особенностей личности, мне рассказал старший научный сотрудник МИЭМа А. П. Долгушин. Сейчас вместе с учеными Московского института электронного машино­строения он участвует в проведении личностного обследования студентов этого вуза. Что же такое личностное обследование?

"— Бывало, что я дразнил животных.

— Иногда меня выгоняли из класса за плохое поведение.

— Без необходимости я стараюсь избегать риска".

Три высказывания из методики. На каждое надо ответить "да" или "нет". Но, отвечая, обследуемый не только информирует о своем безупречном (или не очень) поведении, но и, сам того не подозревая, раскрывает определенные черты характера. Например, в приведенных высказываниях — как он умеет контролировать себя. Словом, каждое высказывание несет двойную, а то и тройную смысловую нагрузку. Всего в опроснике 566 пунктов. После кропотливой процедуры обработки данных определяются психологические особенности обследуемого. И, в частности, область наибольшего или наименьшего успеха в определенных сферах деятельности.

НА ВОПРОС о том, насколько широко используются в нашей стране методики личностного обследования, профессор кафедры научных основ руководства Академии народного хозяйства СССР Е. С. Жариков ответил:

— Главным образом — для определения профессиональной пригодности человека к работе, связанной с повышенной ответственностью: летчика, машиниста, водителя автотранспорта.

Слова профессора Жарикова можно дополнить двумя конкретными примерами. Недавно методики личностного обследования стали использоваться при приеме на работу специалистов на Пермском телефонном заводе. Это стало одной из причин уменьшения текучести кадров.

Как уже говорилось, интересный эксперимент проходит сейчас в МИЭМе — личностное обследование студентов. О цели его я попросила рассказать инициатора обследования заведующего кафедрой истории КПСС, доктора исторических наук Я. Г. Зимина.

— Не секрет, что некоторые выпускники вузов подчас работают не по своей специальности. Происходит это по разным причинам, и одна из них та, что распределение будущего специалиста не соответствовало ни его характеру, ни склонностям. Мне кажется, личностное обследование студентов поможет разрешить эту проблему. Происходит оно таким образом. С первого курса на каждого студента составляется карта-схема. В нее заносятся экзаменационные оценки, данные об особенностях психики обследуемого, сведения об общественной активности. Потом, на основании полученных характеристик, мы можем порекомендовать выпускнику, где ему лучше применить полученные в вузе знания — в НИИ, на производстве, на административной работе и так далее.

Можно, наверное, сказать, что способ определения творческих способностей отличается от прежних обоснованностью. Здесь выбор профессии определяется не случайностью, а целесообразностью. Человеку, обладающему определенными качествами, рекомендуется заняться делом, где эти качества необходимы.

А ТЕПЕРЬ хотелось бы вернуться к началу. Итак, в кабинете доктора Решетова появился мальчик, который мечтал не о своем деле. И у которого, как выяснилось из обследования, способностей к этому делу не оказалось. Как же быть в том случае, когда выводы ученых не совпадут с собственными устремлениями? Конечно, можно отказаться от них и заняться делом, успех в котором запрограммирован. Но не изменит ли человек себе, .отказавшись от борьбы за себя же? А если он, как тот мальчик из рассказа Биленкина, не откажется?

— Что ждет его этом случае?'

 — Правильнее было бы поставить вопрос по-другому, — продолжил разговор профессор Жариков, — а будет ли он счастлив, занимаясь делом, к которому у него нет призвания? Человека, не обладающего музыкальным слухом, можно научить играть на любом инструменте. Вовремя нажать на нужную клавишу он сможет, а вот прочувствовать тончайшие оттенки музыки — вряд ли. В его игре всегда будет чего-то не хватать... Можно заняться делом, не имея к нему способностей, можно усердно трудиться и стать... посредственным исполнителем. Об этом ли мечтал человек? Конечно, способности можно развить, но ведь тоже до определенного предела. Например, слухом, если его нет, ученые наделять еще не научились. Поэтому, думаю, для каждого было бы лучше узнать о своих возможностях прежде, чем приступать к работе.

— Можно сослаться на зарубежный опыт применения методик личностного обследования и на положительные результаты их применения в нашей стране. Почему же широкого распространения они до сих пор не получили?

— Не думаю, что если сейчас всюду появятся кабинеты или пункты личностного обследования, туда устремятся толпы желающих. Почему? У каждого человека есть модель представления о самом себе. И если результаты обследования и эти представления не совпадут, не исключено, что кто-то может отнестись "ко всем этим затеям" ученых критически, не поверить. А иной, может быть, и согласен посмотреть, что называется, правде в глаза, но не хотел бы, чтобы ту же правду о нем узнал кто-нибудь еще. Пусть даже психолог. И это желание защититься от постороннего глаза — естественно. Поэтому, прежде чем начать широко применять методики, надо изменить представление людей об обследовании как о психологическом стриптизе. И форму обследования тоже.

— Каким же образом?

— Надо, чтобы каждый мог сам   разобраться в себе. Как я уже говорил, недопустимо, чтобы кто-то, даже психолог, брал на себя право судить о человеке без его добровольного на то согласия. Сейчас ученые стремятся разработать такие методики, которые позволят человеку самому оценить себя, определить свои психологические особенности. И только после такой самопроверки каждый, по желанию, может проконсультироваться у психолога—уточнить смысл характеристик или узнать, как изменить свои отрицательные черты и как развить положительные. Вот за такими методиками, по-видимому, — будущее.

УЖЕ в течение двадцати лет Е. С. Жариков работает над проблемой распознавания психологических особенностей человека Им разработана система методик, позволяющая определить более 1000 характеристик; волю, работоспособность, способность не теряться в критических ситуациях. самоуправление... Методики — как средство самопознания.

... "Гениальность — обычное состояние человека" — возможно, когда-нибудь эта, пока спорная, мысль будет аксиомой. И метод самопознания может стать еще одним шагом на пути к этому. Шагом к себе.

Л.ОЧЕРЕТ.