Московский комсомолец 26 января 1973.

МОЙ РЕПЕТИРУЕТ НА ФИЗИКА…

Три точки зрения на одну проблему
— Репетируют…
— Что?
—Что — это в театре, а здесь — на кого.
— На кого?
— На физиков.
— А на лириков не репетируют?
— Можно и на лириков...
(Из разговора).

ЕДВА спадет новогодняя толчея, увянут елки и отшумят последние школьные каникулы (весенние не в счет — коротки и экзамены на носу), как десятиклассников уже по-настоящему начинает мучить вопрос: кем быть? И взоры их невольно обращаются к объявлениям, приклеенным на столбы или опубликованным в солидных изданиях: "даю уроки...", "возьмусь подготовить для поступления…", "кандидат наук разъяснит некоторые сложные вопросы теории...". И, наконец, совсем оптимистично; "готовлю в вуз с гарантией".

Гарантии... Да, гарантии—великая вещь. Мамы не верят объявлениям на столбах и даже солидным изданиям не верят. Мамы хотят гарантий. Они требуют у знакомых: посоветуйте, найдите, спросите, нет ли у кого-нибудь знакомого, знаете, чтобы с гарантией.

Мамы, как всегда, правы. Потому что хороший репетитор нынче в цене. Он на столб бумажку клеить не станет. У него отбоя нет от клиентов (читай — абитуриентов). Хотелось бы ему, может быть, бросить все это, ан нет, родственники просят и знакомые, и родственники знакомых, и знакомые родственников...

Репетируют. Хотят стать математиками. И химиками. И физиками. И лириками, видимо, тоже. Глядишь, нет-нет, да и появится: "даю уроки литературы — ликвидация пробелов школьной программы...", "углубленно разберу творчество Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов...". Но больше, конечно, спрос на математику и физику. Таков век.

Бурный век. Пятнадцать лет назад мы, тогдашниие абитуриенты, не знавшие подчас даже о существовании специальных (помимо школьных) учебников, были предельно независимы и надеялись только на собственные головы да на талант наших учителей. Всего лишь пятнадцать лет назад. Говорят, что сегодня каждый второй московский школьник готовится в вуз с репетитором. В это трудно поверить. Это трудно проверить. И надо ли? Так ли важна эта цифра? Явление существует. С этим согласны все.

Резче стала уходить вперед наука. Вузы раньше школы почувствовали эго и повысили требования. Может быть, и действительно им, сегодняшним, без посторонней помощи не усвоить всего того, что надо усвоить до института?

Только по-прежнему тревожат нас эти объявления. И ясно почему. При равном праве на образование трудно ответить на вопросы: как быть, если в вашем поселке нет подходящего репетитора, если у вас нет возможности его нанять, если вы попали в руки недобросовестного человека, который им на йоту не увеличил ваших знаний, а явоборот, запутал окончательно?

Как быть? Чем больше спрашиваешь, тем больше прямо противоположных мнений.

Для решения вопроса надо выслушать стороны — школы, институты и самих репетиторов.

Итак, три точки зрения.

1. С точки зрения школы

Здесь репетиторство не могут принять ни с какими оговорками.  олее того, здесь хотели бы считать (и считают иногда!), что подобного явления вообще не существует. Нет, и точка. Так, отдельные случаи, к данной конкретной школе не имеющие никакого отношения.

Учителя переживают, когда им случается узнать, что их десятиклассники где-то на стороне изучают то, что должны были усвоить в классе. Ученики в свою очередь предпочитают не посвящать своих наставников в проблемы репетиторства. На эту тему стараются не говорить. Она находится в школе как бы под негласным запретом. Учителей можно понять. Тут играет роль и уязвленное самолюбие каждого педагога, и беспокойство за "честь мундира" всей средней школы.

Надежда Прокофьевна ВЫБРИК, директор 296-й московской школы:

— Прежде всего, школа не готовит специально для поступления в институт, но она дает высокий уровень знаний, достаточный для серьезного абитуриента. Я могу привести десятки и, наверно. сотни примеров, когда наши выпускники поступали в вузы без всяких дополнительных занятий. Конечно, к поступлению в высшее учебное заведение надо специально готовиться, но при этом можно прекрасно обойтись самостоятельными занятиями по специальным учебным пособиям. Их сейчас издано превеликое множество! Все репетиторы… или, по крайней мере, их абсолютное большинство, приносят вред, так как лишь "натаскивают" ученика на определенные задачи, вопросы и требования. Почему появились репетиторы? Наверное, потому что высшая школа предъявляет иногда к поступающим требования, выходящие за рамки школьной поограммы. В институтах не всегда умеют объективно оценить потенциальные способности выпускников средней школы, что приводит к ошибкам при зачислении. И потом... следует еще проверить — действительно ли тем, кто готовился с репетиторами, легче поступить в институт. И уж во всяком случае абсолютно ясно — те школьные бездельники, которые попали в вуз благодаря репетитору, "вылетают" из него в первую же сессию, или становятся вечными "хвостистами", а позднее посредственными инженерами, врачами, педагогами...

Так говорят в средней школе, и к этому мнению нельзя не прислушаться.

В школе же ставят и еще один тревожный вопрос. День десятиклассника спрессован до предела. Надо и отдохнуть, и в кино сходить, и новую книгу прочесть. А еще эти сложные, требующие много сил и времени, дополнительные занятия. Что делать? Выход напрашивается как бы сам собой. Я поступаю в технический вуз. Там главное глубоко знать математику и физику. Значит, по остальным предметам лишь бы получить приличную оценку. Лучше, конечно, "пятерку". Но не до глубины по этим предметам. Времени не хватает.

Как легко пойти на это в средней школе и как тяжело потом восполнить пробелы! И инженеру, и физику надо хоть раз в жизни понять, чем пестик отличается от тычинки, проследить за путем Магеллана, узнать  "Войну и мир" как великую и увлекательную книгу, а не как бессвязные отрывки из школьной хрестоматии.

Учителя беспокоятся, и беспокойство их справедливо, но послушаем следующих.

2. С точки зрения института

Александр Николаевич РУБЛЕВ, прорекгор по учебной работе Московского института электронного машиностроения:

— У нас к репетиторству относятся без особого одобрения.

Искажает оно картину распределения способностей у абитуриентов. В принципе экзаменатор может не отличить за внешне правильным ответом натасканную на конкретных требованиях данного вуза посредственность. Но бывает и иначе. Тот. кто готовился к поступлению со специалистами, имеет более высокую культуру математического мышления, увереннее ориентируется в наиболее сложных разделах математики и физики, легче привыкает к напряженной жизни студента первого курса и достигает в конце концов лучших результатов. Я убежден, что на вступительных экзаменах предъявляются лишь те требования. которые определены школьной программой. Правда, во многих школах учат лишь удерживать в памяти полученный материал и правильно излагать каждый раздел в отдельности, забывая о главном — умении оперировать в комплексе различными темами школьного курса математики или физики. Те, кто занимался с хорошим репетитором, сразу заметны. Они могут решать задачи не только на отдельные темы, правила и законы, но и задачи, требующие одновременного знания нескольких разделов программы.

В высшей школе так же, как и в средней, считают, что к поступлению а институт надо готовиться специально, и уверены — это можно делать и самостоятельно. Но в отличие от средней школы к различным пособиям для поступающих здесь относятся довольно скептически. Многие из них не имеют конкретного адреса, а рассчитаны на некий усредненный  вуз. Между тем, требования в разных учебных заведениях все более дифференцируются. В одних пособиях представлены не все разделы программы, в других уже первые задачи требуют знания всего курса — десятикласснику и тем более девятикласснику еще только предстоит его пройти. Абитуриенты вынуждены обращаться к нескольким учебникам, не зная, что и где искать.

Здесь, в институте неохотно обсуждают проблему «в вуз с экзаменом или без». Большинство твердо убеждено— только с экзаменом. Нехотя признают, что дополнительные собеседования, примерно такие, как в МФТИ, когда решающим фактором при зачислении становятся не баллы, полученные на экзаменах, а степень талантливости, могли бы способствовать устранению репетиторства. Вместе с тем, высказывают много доводов против. Например, отсутствие достаточного количества преподавателей сверхвысокой квалификации, которые могут почувствовать и за рядовым ответом нерядовую личность. Опасаются, что путь этот чреват неприятными последствиями. Ибо не имея четких критериев отбора, какими являются проходные баллы, можно прийти к злоупотреблениям.

И это мнение следует учесть, но дадим слово еще одной стороне.

3. С точки зрения репетитора

Репетиторы бывают разные.

Бывают и недобросовестные. Однако автору хотелось бы предоставить слово тем, кто по-настоящему увлечен подготовкой ребят для поступления в вуз. Такие тоже есть.

Большинство из них считает, что их трудами созданы даже новые курсы математики и физики, занимающие некое среднее положение между соответствующими дисциплинами в школе и в институте. Специалистам стоит, наверное, прислушаться к их мнению и изучить опыт.

Геннадий Иванович СИНЕЛЬНИКОВ, инженер, в свободное время занимается репетиторством:

— Как бы ни были репетиторы увлечены своим делом, поверьте, мы тоже считаем, что широкое распространение репетиторства — явление ненормальное, вызванное несогласованностью в требованиях высших учебных заведений и средней школы. Думать о борьбе с этим явлением должна в первую очередь школа. Конечно, для слабых учеников или отставших по болезни, можно и нужно организовывать дополнительные занятия. Но когда в эти сверхуроки вовлекается большинство школьников? Согласитесь. что здесь есть над чем призадуматься. Можно понять институты, постоянно повышающие требования к абитуриентам — наука ждет все более квалифицированных и талантливых специалистов. Средней школе пора подумать, как подтянуться к этим высоким критериям. Многочисленные пособия для поступающих, на мой взгляд, полезны лишь учителю да хорошо подготовленному репетитору. Во многом может помочь журнал "Квант". Жаль, что он все-таки еще не очень популярен, особенно в сельской местности. Институты, несмотря на все консультации, чересчур засекречивают свои требования, и в результате абитуриенты не знают, с чем им придется столкнуться на экзаменах. Заметьте, хороший репетитор, кроме всего прочего, тем и ценен, что он эти требования знает и постоянно изучает.

Автора интересовало, как становятся репетиторами.

Типичный путь таков. Выпускник института приступает к своей работе в научно-исследовательском институте, на заводе, в конструкторском бюро и т. д., не думая, что ему когда-нибудь придется стать репетитором. Но однажды (именно однажды!) выясняется, что родственник или ребенок близких друзей кончает школу и собирается в то учебное заведение, которое окончил наш выпускник. Начинаются просьбы, уговоры. Выпускник, как человек серьезный и желающий, раз уж взялся, действительно помочь, начинает  изучать проблему, вырабатывает методику подготовки, занимается с абитуриентом. Тот поступает. После отбиться от просьб уже трудно.

ИТАК, выслушаны мнения сторон. Три точки зрения. Резных и в чем-то схожих. Схожих а главном — репетиторство в том виде, в каком оно сейчас существует, вызывает тревогу.

Пора подводить итоги. Быть может, нетерпеливый читатель ожидает однозначного ответа, готового рецепта. Как заманчиво было бы его иметь! Но нет ответа. Как из множества разнородных причин родилось это явление, так и многое, видимо, надо предпринять, чтобы оно исчезло. Глупее всего, на мой взгляд, было бы запретить репетиторство как таковое или, надев очки порозовее, считать, что его и вовсе не существует.

Три стороны сошлись еще в одном— средняя школа не может, да и не должна готовить каждого ученика к поступлению в любое высшее учебное заведение. Она предоставляет лишь равные возможности для получения равных знаний по всем предметам. Но требования к поступающим в различных вузах будут и впредь дифференцироваться и усложняться, и тем, кто твердо решил поступать, без дополнительной подготовки, неверное, не обойтись. Конечно, есть и по-прежнему останутся ученики, которым и без всяких репетиторов дорога в институт открыта. Скорее всего, будут и те, кому не поможет никакой сверхнадежный помощник.

Итак, вуз надо готовиться. Как обойтись без репетитора? По каким путям пойти? Попробуем назвать неко­торые.

Прежде всего — подготовительные курсы и отделения.

Платные вечерние подготовительные курсы в институтах существуют давно. Раньше на них занимались лишь те, кто окончил десять классов, теперь принимают и школьников. По существу то же репетиторство, только более доступное. Но и на более низком уровне — многочисленные группы, не самые квалифицированные преподаватели, занятия без учета профиля вуза.

По положению подготовительные курсы не готовят специально в то учебное заведение, при котором они созданы. А зря.

Было бы правильно, несколько увеличив взнос за обучение, привлечь к работе на подготовительных курсах лучших преподавателей. И вовсе не надо универсальности — с любых курсов в любой институт. Стоит в данном учебном заведении раскрыть на подготовительных курсах всю специфику и все требования, предъявляемые на экзаменах, именно в этом учебном заведении, Может быть, не пришлось бы тогда абитуриенту отыскивать из сотен репетиторов того, кто знаком с требованиями МЭИ, МАИ или, скажем, МВТУ.

Еще более интересная и перспективная форма подготовки в вуз — дневные подготовительные отделения, открытые в 1969 году по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Сюда принимаются рабочие, колхозники, демобилизованные воины Советской Армии по рекомендациям предприятий и воинских частей. В течение года идет серьезная подготовка к учебе в институте. Мы имеем своеобразный нулевой курс. Успешно окончившие его зачисляются в вуз без экзаменов. Можно сказать, что у нас воз­никло новое звено в системе образования, промежуточное между школой и вузом. Занятия на отделении похожи на те, которые проводит репетитор.

Все бы хорошо. Да в институтах жалуются: порой не знают на заводах, в колхозах и воинских частях о таких возможностях для образования. Некоторые руководители не пропагандируют подготовительные отделения — дескать, рабочие нужнее! Нет широкого отбора. Приходят часто по рекомендациям не самые знающие, не самые лучшие, не те, кто по-настоящему рвется к образованию, а те, кто раньше других  знал сравнительно легкую возможность поступить в институт.

Улучшение работы подготовительных отделений поможет борьбе с широким распространением репетиторства.

Надо сделать и такой шаг — снять ненужную секретность с требований для поступающих. Вузы должны идти навстречу абитуриентам, раскрывая и трудности и тонкости, с которыми им придется столкнуться на экзаменах. Консультации в период приемных экзаменов -— слишком поздно. Публикация некоторых задач в журнале «Квант» — слишком мало.

Надо каждому институту печатать брошюры и рассылать всем желающим. Трудно и накладно для института? Правильно. Но необходимо. Один из выходов — сделать эти издания платными.

Многие предлагают взамен многочисленных и подчас малополезных пособий для поступающих создать одно универсальное, выпущенное массовым (и даже сверхмассовым!) тиражом, и время от времени переиздаваемое. Этот учебник видится из трех частей: методических рекомендаций по самоподготовке, подробного разбора типовых задач средней трудности с указанием наиболее распространенных ошибок и, наконец, варианты вступительных задач из пятнадцати-двадцати основных вузов. Такое пособие должен создать авторитетный авторский коллектив. Утверждать издание может совместная комиссия Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Министерства просвещения СССР. Этот учебник стал бы ориентиром и для учителей, и для приемных комиссий высших учебных заведений, и для абитуриентов.

Если задать студентам Московского физико-технического института вопрос: как вы готовились к поступлению в вуз, то многие (очень многие!) ответят: я занимался в ЗФТШ. Заочная физико-техническая школа не готовит специально для поступления. Но вот цифры: из медалистов, поступающих в МФТИ, успешно сдают вступительные экзамены в среднем 49 процентов, из выпускников ЗФТШ — 70 процентов. Заманчивая перспектива — отказаться от репетиторства и позаниматься в заочной физико-технической или физико-математической школе. Только вот беда, подобных школ еще мало. Кипучую деятельность развила школа МФТИ. Учит школьников, высылает задания и теоретический материал учителям, которые организуют у себя кружки. В прошлом учебном году по стране работало 72 таких кружка. Для МФТИ обслужить все эти кружки — солидная работа. Для страны — капля в море.

Широкая сеть заочных физико-математических школ могла бы противостоять развитию репетиторства.

Вот, пожалуй, и все, что можно предложить на сегодня. Впрочем, у заинтересованных лиц найдутся, наверное, и другие предложения. Осуществив их, мы приблизимся к такому положению, когда репетиторство из явления массового порядка примет характер единичного. С репетиторами станет заниматься лишь тот, кто отстал по разным причинам от сверстников.

Для таких учеников репетиторство можно было бы узаконить, создав го­сударственную систему платных репетиторов, владеющих специальной методикой и прошедших соответствующую аттестацию. Бояться этого новшества, наверное, не стоит. Существует же у нас наряду с бесплатными поликлиниками платное медицинское обслуживание.

НО ЭТО в будущем. А пока…

Пока у подъездов почтенных учебных заведений каждое лето ходят возбужденные абитуриенты. Они собираются небольшими группками, о чем-то шепчутся и вновь расходятся. Поднимаются по широким лестницам и скрываются за заветными дверями.

А в стороне — мамы: мой репетировал на физика— а мой на химика... а мой...

Послесловие для любознательных абитуриентов, которым эти заметки не предназначались.

В том же Московском институте электронного машиностроения сказали:

— На вступительном экзамене необходимо показать свободное владение материалом и понимание разнообразных связей между различными разде­лами предмета.

Такая степень подготовки зависит не только от учителей и репетиторов. Даже самых добросовестных и самых талантливых.

А. УДАЛЬЦОВ.