Московский комсомолец 25 июня 1985.

ВСЕ МОГУТ ЭВМ

На вопросы нашего корреспондента отвечает ректор Московского института электронного машиностроения, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук профессор Е. В АРМЕНСКИЙ.

— Евгений Викторинович, сегодня одна из важнейших задач нашей эпохи — ускорение научно технического прогресса. И бывает подчас, к сожалению, такое: люди, которые призваны им заниматься — я имею в виду молодых специалистов, вчерашних выпускников технических вузов, придя на предприятия. слишком много времени теряют на так называемую адаптацию... Что необходимо для избежания таких потерь?

— Вопрос не случайный. Действительно: на базе развившейся вычислительной техники "выросли" роботы-манипуляторы, появились безотходные, да и "безлюдные" технологии — гибкие перестраиваемые производства. Значит, нам суждено присутствовать при рождении нового инженера — третьего типа.

— А первые два?

— Ну, скажем, во времена Чехова он был в белой куртке, фуражке с молотками и логарифмической линейкой в кармане (она тогда только-только появилась и была технической новинкой). Это был человек, способный рассчитать ферму моста с помощью все той же линейки.

Позже мы видим инженера уже другим — у кульмана. Он воплощает свою мысль в чертежи и ни на минуту не забывает о том, что черчение — язык техники...

Но техника и наука идут вперед, появляется микроэлектроника... И кто он сегодня?

Творчески мыслящий инженер не хочет стоять у кульмана. И правильно! Машина начертит лучше, быстрее и точнее его. Ему придется иметь дело с обрабатывающими центрами, с ЭВМ, от него требуются не чертежи, а идеи.

Говорят, что, мол, для построения современного самолета необходимо полтора вагона беловых чертежей. Не нужно объяснять, сколько это труда и времени...

Инженер расцветет к 2000 году. Знаете, как будет? Вот, скажем, появился у него замысел дома. Сел за экран дисплея, нажал нужные кнопки — на экране — чертежи общего вида. Посоветовался с товарищами, одобрили, нажал еще кнопки — получил расчет балок, нужных для строительства.

Нетрудно представить, какими темпами будет вестись проектирование домов, разработка приборов, когда мы с вручим инженеру такое автоматизированное рабочее  место проектировщика.

>— Но ведь для этого инженера нужно учить уже сейчас. Я, например, смутно представляю себе — как?

— Да, совсем не так, как учили нас в наше время. Вот, помню, я учился после войны, "проходили" способы обработки металлов — литьем, обработка резцом, фрезой — по пальцам, можно было пересчитать. А сколько способов обработки металлов сегодня? Так сразу и не перечислишь. Причем, привел простейший пример. А вот, применяемые в автоматике и телемеханике датчики... Их столько, что все наизусть не выучишь. Да и надо ли?

Считаю: студенту нужно дать фундаментальную основу знаний, научить пользоваться научно - технической информацией, выбирать из ее громадного потока необходимое и применять на практике.

— И, наверное, нового инженера нельзя готовить только на лекциях, семинарах, во время лабораторных, курсовых. дипломных.

— Естественно. научной работой студенты МИЭМ начинают заниматься с первого года обучения в вузе. На первом курсе проводится конкурс работ по общественным дисциплинам. Участвуя в нем, ребята приобретают "первичные навыки" труда ученого, исследователя, знакомятся с заданным количеством материала, обобщают его, делают выводы.

Далее — более определенная работа в кружках при кафедрах, семинарах. Это подводит студентов к тому, что к третьему - четвертому курсу они могут заниматься самостоятельными исследованиями в СКБ, студенческих научно - производственных отрядах (СНПО).

Вообще за СНПО — большое будущее. Ведь производственную и научную деятельность сейчас не разделить, и если мы хотим, чтобы наш инженер был творческим, он должен жить в творческой среде.

Поэтому мы как только можем поддерживаем студенческие научно - производственные отряды у себя в институте. Они очень нравятся студентам, которые видят в СНПО конкретные итоги своего труда — ведь каждый самостоятельно делает техническое задание, составляет техдокументацию, изготавливает макет, проверяет его правильность, сдает в произ­водство, следит за производственным процессом, потом проверяет, настраивает и внедряет на предприятии.

В отряде студенты увлекаются наукой, шире и глубже, чем это заложено в учебной программе, изучают интересующие их вопросы — словом, постепенно вырастают из студентов в инженеры.

И еще на студенческой скамье приносят пользу народному хозяйству: СНПО берутся за мелкие темы, которые научно - исследовательские институты соглашаются выполнять не очень-то охотно.

Приведу только три примера таких "мелочей", выполненных учащимися нашего вуза за последние два-три года: датчики на контейнерах перевозки грузов (заказ Главного управления ОБХСС ГУВД Мосгорисполкома), электропогонялка и раздатчик корма для скота (заказ работников сельского хозяйства Хакасии) и программное обеспечение станков с ЧПУ (заказ производственников города Фурманова).

— Меньше двух месяцев осталось до того дня, когда МИЭМ распахнет свои двери перед абитуриентами — кандидатами в студенты, а значит, и в инженеры, которым предстоит работать не с логарифмической линейкой, не с кульманом, а со сложнейшими машинными центрами. Насколько готовы к этому вчерашние школьники? Каких знаний вы ждете от них?

— Прежде всего, чтобы они были "на ты" с математикой, без этого немыслимо их студенческое и инженерное будущее.

— Так и получается?

— В большинстве случаев — да. Конкурс в наш вуз не очень большой, но к нам приходят как раз именно те ребята, которые нужны, хотя во время вступительных далеко не все "подтверждают" те отметки, которые были у них по этим предметам в школе.

— Значит ли это, что отметки завышены?

— Не всегда. Открою вам "страшный" секрет: на вступительных экзаменах преподаватели МИЭМ не любят ставить "пятерки" по математике. Они дают сложные, интересные задания на логическое мышление, на выявление у ребят математического таланта.

Ведь на этой базе в дальнейшем будет основываться их профессионализм. Ну, а в остальном — поможем.

С ректором беседовала Г. ПИЛЯВСКАЯ.