Московский комсомолец 22 апреля 1977.

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ОДНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ (окончание. Начало см. №№91-93)

В последние годы в технических вузах Моск­ы стали появляться студенческие конструкторские отряды — разновидность ССО. Но на практике они столкнулись с рядом трудностей. Что это за трудности? Преодолимы ли они?

Об этом мы рассказываем в серии статей под заголовком

13. Путь решения проблем СКО

У НАС остался невыясненным один-единственный вопрос, который пока является самым принципиальным для массового развития СКО, — как обеспечить оплату, скажем, на уровне инженерных ставок?

Он удовлетворительно решен только в СКО МАДИ. К сожалению, в рамках этой статьи мы не можем подробно рассказать об интереснейшем опыте этого вуза. Скажем лишь, что благодаря специфике для студентов МАДИ внедрение собственных разработок —это строительство опытных участков дорог. Поэтому студенты зачисляются на лето на рабочие ставки, и вопрос оплаты для СКО МАДИ автоматически решен.

Каждое предприятие располагает фондом развития производства, из средств которого можно— и нужно — оплачивать экспериментальную работу. Оно в составе себестоимости продукции имеет статью "прочие денежные расходы". Они тоже могут быть использованы. А министерства и промышленные объединения создают специальные и значительные по размерам фонды развития техники.

В общей их массе оплата СКО представляет такую ничтожную долю, что и говорить не о чем. Да к тому же пока еще никто не разорялся на финансировании науки.

Таким образом, в принципе вопрос нормализации оплаты СКО разрешим, и надо всемерно поддерживать и развивать все формы участия студентов в техническом перевооружении производства. В перспективе, безусловно, СКО станет массовым движением, одной из наиболее  эффективных форм летнего трудового семестра студентов.

Однако сегодня вопрос существования СКО стоит несколько иначе. Именно, входя в круг экономических отношений производства, студенты не могут решить свои финансово-хозяйственные проблемы. Поэтому число конструкторских отрядов не увеличивается, а подчас сокращается. И на практике им, к сожалению, не по­огают ни фонд развития производства, ни фонд развития новой техники.

Почему? Дело в том,что у предприятий нет еще достаточной материальной заинтересованности в разработке и внедрении технических новшеств, особенно если они не включены в государственные или отраслевые планы по новой технике. Их освоение отрицательно сказывается на экономических показателях основного производства, отвлекая от него рабочую силу, оборудование, средства и время руководителей, увеличивая себестоимость продукции.

Таким образом, как бы мы ни повышали заинтересованность предприятий в создании и внедрении изобретений, возможности их в этом отношении не так уж велики, ибо их главная цель — выпуск серийно освоенной продукции.

Конечно, нужно искать. Но сегодня нужно позаботиться еще и о том, чтобы СКО вообще существовали, чтобы в ближайшее время те СКО, что есть, не выродились, не распались.

Как это сделать?

Надо сказать сразу, что какие бы преимущества СКО мы не перечисляли, вопрос о хозяйственно-финансовом их утверждении будет проблематичным до тех пор, пока конструкторские отряды не докажут, что могут вносить весомый вклад в решение какой-либо актуальнейшей и важнейшей для народного хозяйства, для всего общества проблемы.

Выступая на XVI съезде профсоюзов, Л. И. Брежнев отметил как одну из важных проблем увеличение производства мяса и мясных продуктов, а значит дальнейшее развитие животноводства. Вопрос — не могут ли СКО помочь животноводству в деле малой механизации?

Как это представляется реально?

14. СКО — сельскому хозяйству

ОСЕНЬЮ СКБ вуза заключает с несколькими совхозами или колхозами социалистическое содружество, в которое в качестве составной части входит помощь студентов в реконструкции и механизации объектов животноводства. Студенты посещают эти совхозы и колхозы, знакомятся с производством и определяют на лето фронт работ. Некоторые разработки проводятся уже зимой — в рамках СКБ.

Летом в каждый кол­хоз или совхоз приезжает СКО — десять — пятнадцать человек. В течение двух летних месяцев студенты производят конструкторские работы, которые сами же и внедряют на базе мастерских хозяйства. Это возможно, т.к. обычно будущие машиностроители и конструкторы приобретают слесарную квалификацию и навыки работы на станках по учебному плану в стенах института. Но, конечно, им время от времени может понадобиться помощь двух-трех квалифицированных специалистов.

Студентов, безусловно, будет несколько "заносить" на грандиозные технические проекты. Однако необходимо сразу поставить перед СКО четкую цель — всемерное высвобождение рабочих рук, сокращение тяжелого физического труда. Иначе говоря, не надо далеко уходить от подачи и внедрения рационализаторских предложений.

Теперь об оплате. Поскольку студенты будут сами изготавливать технические новшества и внедрять свои рацпредложения, то вполне разумно зачислить их на какие-нибудь рабочие ставки. В этом вопросе возможны варианты.

Предположим, установить для СКО некую сдельно-премиальную систему. Оплачивать труд студентов не по фактически выполненным работам, а по количеству высвобожденных рабочих рук в хозяйстве.

К деятельности СКВ, и в частности СКО обычно предъявляется требование тесной связи с учебным процессом, и поэтому высказывается сомнение, что механизация сельхозработ для большинства технических вузов не удовлетворяет этому требованию. На это можно возразить: здесь связь не менее тесная, чем обычных летних работ студентов.

15. Несколько примеров

НАДО сказать, что отдельные разработки для сельского хозяйства СКБ вузов время от времени делают.

Бесконтактное устройство защиты электродвигателей для свиноводческого комплекса и регулятор температуры помещений птицеплеменного завода (МИФИ).

Разработка и установка блоков автоматического разогрева воды в коровниках и изготовление в правлении совхоза переговорного устройства по схеме журнала "Моделист-конструктор" (МИЭМ)

Сооружение в правлении совхоза пункта диспетчерской связи и оборудование радиостанциями десятков полевых и передвижных бригад с профилактическим осмотром и ремонтом оборудования в последующие годы (МИИТ).

Проект модернизированной жатки, позволяющей скатать принципиально новый валок хлеба (МВТУ).

Сделаны обширные натурные и лабораторные аэродинамические исследования, направленные на снижение снегозаносимости в условиях БАМа (МИИТ) — не исключено, что можно провести аналогичные исследования направленные теперь на повышение снегозаносимости полей Нечерноземья.

Готовится к серийному изготовлению разработанный в СКБ Московского института инженеров сельскохозяйственного производства (МИИСП) уникальный виброплуг, снижающий энергоемкость пахоты в зависимости от почвенных условий от 12 до 38 процентов. На разработку поступают запросы из-за рубежа.

А вот пример, впрямую относящийся к нашему изложению. 25 марта с. г. в нашей газете в статье Е. Василюхиной "Иду на рекорд" рассказывалось о молодом дояре А. Копейкине из подмосковного совхоза. Парень, который работает самостоятельно всего несколько месяцев (и уже обслуживает более двухсот коров), взял обязательства в юбилейном году получить от каждой коровы семь тысяч четыреста килограммов молока! В то время как самые знаменитые доярки страны назвали в обязательствах цифры не выше шести тысяч.

И А. Копейкин с честью выполняет взятые обязательства. Это кажется невероятным! На самом деле оказывается, что изобретатель и рационализа­ор в душе, А. Копейкин нашел поддержку совхозного зоотехника и комсомольцев ВНИИ газа. Они сконструировали, изготовили и установили на ферме, по предложениям молодого дояра, модернизированные доильные установки, систему раздачи кормов и другие технические новшества. И вот результат!

16. Заключение

ПРОБЛЕМЫ СКО — разрешимы!

СКО — это синтез учебной, научной и комсомольской работы. СКО — это многоплановый эксперимент нужный всем.

Студенческие коллективы, в которых рождается идея СКО, несмотря на временные неудачи — правы!

Сергей БРУСИН.