Московский комсомолец 14 февраля 1968.ТРУДЫ И БУДНИ НИРСВ стороне от больших дорог под сенью мохнатых заснеженных елей на турбазе "Боровое" 9 февраля собрались, чтобы обсудить насущные проблемы и поделиться опытом, те, кто занимается организацией научно-исследовательской работы студентов, - профессора, преподаватели и аспиранты, инженеры, комсомольские работники и студенты. Три дня проводилась учеба городского актива по НИРС (научно-исследовательской работе студентов). Три дня и три ночи срок небольшой, хотя в сказках за это время какой-нибудь Иван-цесаревич успевает построить хрустальный мост или дворец, и судьба его круто меняется. Пожалуй, не менее круто изменится судьба СКБ и НСО многих институтов после этой учебы на турбазе "Боровое". Впервые здесь был обобщен опыт организации научно-исследовательской работы студентов Москвы. Активистам вузов, в которых только еще начинают заниматься этим делом, было очень полезно услышать, как одно делается в МЭИ, в МВТУ, в МАИ. В наше время, как известно, навыки исследователя нужны каждому специалисту. Воспитание такого специалиста по плечу только учебно - исследовательской работе студентов, то есть научной работе, занесенной в расписание как обязательный предмет. Об этом говорили в своих выступлениях инженер из МИФИ В. Володин, аспирант того же института В. Масленников. Бурно, обсуждался этот вопрос и в кулуарах. Но ведь учебные исследования не могут заменить студенческих научных обществ и конструкторских бюро, такую закономерную и испытанную форму научной работы студентов. Такие исследования — это ступенька в КБ, в НСО, ступенька в науку. У НСО и СКБ свои заботы и свои проблемы. Например, быть или не быть младшекурсникам членами этих организаций? Как наладить связь с производством? Как привлечь к работе над какой-то научной проблемой студентов других институтов, помощь которых необходима? Много говорили на семинаре о роли научного руководителя и кафедры в исследовательской работе студента. Ведь ему часто трудно найти такой объект для научного исследования, который с одной стороны был бы ему по силам, а с другой — результаты работы могли бы быть конкретно использованы в промышленности или в дальнейших научных исследованиях. О том, как важна связь студенческой научной работы с производством и как осуществить такую связь, рассказал в своем выступлении И. И. Литвак, заведующий одной из кафедр МИЭМа. Связь НСО разных вузов просто необходима. Где-то за тридевять земель встречаются экспедиция НСО Московского текстильного института, собирающая старинную утварь, интересующаяся бытом северных крестьян, и экспедиция студентов - фольклористов МГУ. — Вы куда? — Из деревни Пучуга в деревню Сефтра. — А вы куда? — Из деревни Сефтра в деревню Пучуга. Не лучше ли организовать одну комплексную экспедицию, чем повторять диалог из "Леса". А вот что сказали ребята об этом семинаре в интервью со мной: Александр Книжник, студент МИЭМа: — Учеба, конечно, дала большую пользу. Наконец-то состоялся обмен опытом между вузами. Мне, например, очень много дали встречи с ребятами из Московского энергетического института. Пример организации научной работы студентов в МЭИ и в МВТУ натолкнул на некоторые мысли об изменении структуры НСО в нашем вузе. И потом личные контакты — это так важно! Виктор Овчинников, студент МАИ: — Я всегда. занимался непосредственно научной работой, и вот только совсем недавно столкнулся с организационными проблемами, Вообще это здорово, что учеба помогла посмотреть откуда-то с высоты на, весь, накопленный опыт. Теперь будут опубликованы методические разработки — это тоже полезно. Наталья Баранова, 2-й МОЛМИ: — Нашему институту, также как и гуманитарным вузам, учеба дала очень мало. Основной упор делался на технические вузы. А у нас ведь свои специфические задачи и проблемы. Нам, например, необходимо наладить связь с научно-исследовательскими учреждениями. Лидия Воробьева, МФИ. — Для нас важна связь научно-исследовательской работы нескольких институтов. Мы, студенты финансового института, с удовольствием будем работать совместно с СКБ технических вузов, ведь им экономисты очень нужны. Интересное предложение внесли студенты МГПИ им. Ленина. Они предложили делать переводы литературы по разным отраслям знаний. И вообще было высказано много ценных мыслей. Но, конечно, есть у этой учебы и недостатки. В Москве около восьмидесяти вузов, а на семинаре были представители только от сорока пяти НСО и СКБ, отсутствовали представители творческих вузов, удивительно малочисленно представлен Московский государственный университет — цитадель научной мысли. Права Наташа Баранова, сказав, что гуманитарные вузы заслуживают такого же внимания, как и технические. В заключение мне хочется привести слова Валерия Майбороды, заместителя председателя совета по НИРС, инструктора студенческого отдела МГК ВЛКСМ. — Учеба не закончится этой поездкой в "Боровое". Через некоторое время мы все снова соберемся и представитель НСО каждого вуза расскажет, какие изменения произошли в организации научной работы студентов после семинара. Это будет своеобразным зачетом по НИРС. За зачетами следуют экзамены. И таким экзаменом по НИРС будет издание студенческих наручных сборников, внедрение изобретений СКБ в производство, улучшение качества подготовки специалистов. Н. ЮТИНА. |