Московский Комсомолец 12 апреля 1984.

МЫ РАДЫ ВИДЕТЬ ВАС

В зале шла репетиция. Перед дверью толпились любопытные.

— Ого, — сказал студент-первокурсник. — Театральная студия в техническом вузе…Зачем?

— Интересно, —ответил кто-то.

— Глупо, —сказал первокурсник. — При гуманитарных институтах не создают же технических кружков...

Сказал безапелляционно, с насмешливой надменностью, свойственнойиногда отличникам. Сказад и прошел мимо. А я вошел в зал. Зашел и обнаружил новый для меня, необыкновенный мир, который потом надолго стал для меня вторым домом. И в течение всего обучения в институте в моей сумкке рядом с конспектами лекций лежали тексты выступлений, сценарии…

Клуб-кафе… Формулировка не совсем обычная. Кафе в учебном институте? Клуб по интересам?

Обычная институтская столовка. Окно дя раздачи. Кассовый аппарат. Ряды столиков. Днем здесь шумно. Гремят вилкм и ложки. С кухни доносятся дразнящие ароматы. Нормальная атмосфера общепита. Но по вечерам…

Когда смолкают кухонные шумы, когда остывают огромные электрические плиты, зал преображается, словно освещается новым светом.

Каждый понедельник ровно в семь — заседание совета. Позади — нелегкий учебный день, семинары, лабораторные… Впору бы по домам… А здесь споры, смех.

Именно накануне этого вечера я впервые зашел на заседание совета кафе –клуба "Гаудеамус". Зашел, чтобы остаться на долгие годы. Как поется в песне одного из клубных авторов: "Пусть года пролетят, станешь взрослым совсем, но кафе не забудешь и в семьдесят семь…"

Все сами. Сами пишут песни, сценарии вечеров… Сами и артисты, и гримеры, и режиссеры… Бегают по магазинам, покупают свежие пирожные, завариавют вкусный чай… На пригласительых билетах надпись: "Мы рады видеть вас среди своих друзей!" И еще один девиз членов клуба: "Друзья моих друзей — мои друзья". Много сил, много души вкладывается в каждый вечер.

Каждый такой вечер — праздник. Праздник и для души, и для ума. Но вот расходятся гости, и снова члены клуба остаются одни.

Поэты моют посуду. Музыканты подметают полы. Артисты снимают со стен афиши и плакаты. Завтра с утра это снова будет обычная институтская столовка. И в ней должно чисто.

"Гаудеамус" — младший брат "Селены". "Селена" — один из старейших студенческих клубов-кафе в Москве. В этом году ей исполнилось двенадцать лет. Много поколений сменилось за это время. Тех, кто уже прошел эту необыкновенную школу дружбы, зовут стариками. Давноуже закончив институт, получив диплом Московского института электронного машиностроения, они по-прежнему часенько забегают на огонек, сидят на репетициях, помогают писать сценарии… Да и как можно удержаться от совета, когда знаешь больше и понимаешьбольше, и опыт работы ого-го какой… А на вечерах, бывает, как соберутся вместе, как начнут вспоминать прошлые деньки… заслушаешься. двадцать лет. За это время сменилось двенадцать председателей совета. Каждый председатель — своя эпоха, свой век.

—Ты помнишь… А ты … Век первый — век Гуничева. Век революционных свершений. Инициатива снизу нашла не менее мощную поддержку сверху. Образовалась "Селена" … А в век Терещенко к нам впервые пришли ребята их "Гаудеамуса". Впрочем, его еще тогда и не было. Просто пришли посмотреть — что да как… А помнишь, как вместе с ними выступали в кафе-клубе "Ритм"? …А помнишь, как сами ремонт делали?

Старики, старики… И семьи, и работа, а все равно в клуб тянет. Почему? Нелегко ответить. Лучше посмотреть на них, послушать, как поют они свой гимн: "Пусть жизнь без сна даже без обеда, стяни потуже пояс и держись. Но мы не сможем выжить без "Селены", нам без "Селены" пресной будет жизнь!"

Все это — студенческий клуб-кафе.

Но остаются еще вопросы. "Зачем? — спросил когда-то первокурсник.—Зачем театральные студии в техническом вузе?

Разве это отдых? Днем занятия, вечером репетиции, занятия и снова репетиции.

Так зачем все это?".

А зачем идут в горы альпинисты? Зачем кто-то спускается в пещеры?Зачем, зачем…

Михаил Дьяков давно уже закончил МИЭМ. Работает инженером. Но позвонишь ему домой вечером и слышишь: "На репетиции в "Селене". Это уже серьезнее, чем просто увлечение, интересное времяпрепровождение. Конечно, есть и интерес, и удовольствие. Ведь артиствидит результаты своей работыпочти сразу же, по реакции зрителей. Хорошо потрудился, получай аплодисменты. Но есть, очевидно, и желание сказать что-то людям, непосредственно донести до них свои мысли, свои мечты. И тогда аплодисменты звучат уже не просто как плата за труд, но и как одобрение, принятие твоей точки зрения, похвала за умение показать, доказать отстоять…

И. ГОРИН