Комсомольская правда 21 июля 77

(без названия)

Репортаж с комсомольского собрания студенческого отряда Московского института электронного машиностроения

Час назад я видел на стройке. Шел дождь, ио студенты работали. Мокли "целинки", а стена росла. Бойцы решили: сегодня выдать нагора две нормы. И выдали! А вечером в красном уголке на комсомольском собраний студенческого отряда Московского института, электронного машиностроения шел деловой, обстоятельный разговор о проекте Конституции.

Слово — комиссару отряда Валентине Комаровой:

— Вы знаете, что в честь юбилея Октября мы обязались освоить 60 тысяч рублей капиталовложений. Это на семь процентов больше плана. Если будем работать, как сегодня, то успех обеспечен. Это нелегко — не спорю. Но должны же мы оправдать доверие, которое оказывают нам, студентам, партия и правительство. Посмотрите, сколько внимания уделяется в проекте Конституции молодежи, какие широкие возможности открыты перед нами. Студенческие отряды — время и место делом ответить на такую заботу.

Они говорили о праве на образование, о том, что это право обеспечивается широким развитием всех видов образования на основе связи обучения с жизнью, с производством.

— Ведь мы — будущие специалисты, — подчеркнул комсорг отряда Евгений Платонов.— Практические навыки, безусловно, нам необходимы. И лучшая школа трудового воспитания — третий семестр. Это доказано всем девятнадцатилетним трудовым стажем Всесоюзного студенческого отряда.

Я слушал комсорга и вспоминал, как он работал. Евгений успевал всюду: помочь девушкам, приготовить раствор, поднести кирпичи, подсобить каменщику. Ту школу, о которой он говорил, сам он прошел дважды. Пятое лето в студотрядах мастер Владимир Севрюк. Четвертый трудовой семестр за плечами у командира Александра Бахарева. Меткий хозяйский глаз, рабочие руки — лишь часть наследства, полученного в стройотряде.

— Я предлагаю,— сказал Платонов,— в пункте об образовании к словам: "...на основе связи обучения с жизнью, с производством" добавить: "...а для студентов вузов и учащихся техникумов— на основе активного участия в третьем трудовом семестре..."

— Не согласна,— возразила комиссар.— Ведь в статье 60-й уже говорится об обязанности советского гражданина добросовестно трудиться в сфере избранной им общественно полезной деятельности. Зачем повторяться? Лучше добавить другое. Учеба в вузе не менее ответственна, чем работа на производстве. Все мы это сознаем? Нет, не все. Помните, с каким трудом сдал сессию один наш товарищ? Это не просто единичный случай: ежегодно из вузов РСФСР отчисляется 130—140 тысяч студентов. Представляете, какой ущерб наносится государству? Поэтому предлагаю статью 60-ю дополнить следующими словами: "... а для учащейся молодежи — добросовестное отношение к учебе". Такое отношение должно стать узаконенной обязанностью.

Предложение Валентины бойцы поддержали.

— Предлагаю внести изменение,— продолжил обсуждение Александр Бахарев,— в статью 49-ю, в которой говорится об участии трудящихся в управлении государством. Нужно дополнять ее предложением: "Обращать особое внимание на критические замечания молодежи".

— Неправильно, — зашумели студенты.— Зачем, собственно, нужно здесь молодежь выделять?

— Постараюсь объяснить. Это позволило бы нам активней участвовать в управлении обществом. А то, бывает, придешь со своими выкладками, расчетами к директору, а у того разговор короткий: "Молод еще меня учить".

— И все-таки я не согласна с предложением Владимира,— взяла слово Лена Герасимова.— В той же статье 49-й говорится о том, что каждый гражданин СССР имеет право критиковать недостатки в работе. Предложения или заявления граждан рассматриваются в установленные законом сроки. Так как же тогда понимать твое предложение? Заявления пенсионеров откладывать в "долгий ящик", а рассматривать сначала эаявления молодых?

В спор вмешался студент Андрей Вербицкий:

— Мы все равны в своих правах, и выделение одних среди остальных было бы просто несправедливым.

— Верно,— поддержал товарища Саша Орлов.— Не лучше ли будет, ребята, наоборот: после слов "рассматривать предложения и заявления граждан" вписать следующие слова: "...независимо от их возраста и занимаемой должности".

Собрание закончилось поздно. Но долго еще не утихали споры.

Выступления на собрания записал

Л. АРИХ, студент факультета журналистики МГУ.