Комсомольская Правда 17 сентября 1966.

Наука учить и учиться

РЕАЛИЗМ ПОИСКА

Один вопрос трем ректорам

— Что вы думаете о научной организации учебного процесса в вузе! Какие возможности для этого открывает новое постановпение ЦК КПСС и Совета Министров СССР?

С этим вопросом наши корреспонденты обратились к ректорам трех московских вузов.

Е. В. АРМЕНСКИЙ, ректор Московского института электронного машиностроения

— Для последнего постановления характерен последовательно реалистический взгляд на вузовские проблемы. Оно не только ставит перед нами ответственные задачи, но и предусматривает все необходимое для их решения.

В общих чертах ясно всем: хорошо подготовить специалиста можно только при умелом сочетании учебной и научной работы в вузе. Наш институт (он родился четыре года назад) сразу же поставил перед собой цель — приобщить к исследованиям каждого студента. Каждого! Мы не считаем это утопией, хотя в первый год к научно-исследовательской работе мы смогли привлечь всего десять студентов. Начали с десяти, а в 1963 году их уже было 30, в следующем—100, потом 250 и, наконец, сейчас 350. Эти цифры касаются так называемых хоздоговорных тем — не меньше ребят работает в кружках при кафедрах.

И все-таки до цели "каждый студент — исследователь" еще далеко. Что сдерживает? Ну, прежде всего недостаток учеб­ных площадей, лабораторий, приборов — словом, материальной базы. У нас есть хороший шеф — Министерство электронной промышленности СССР (главным образом для него мы и готовим кадры). С помощью министерства мы создали у себя две лаборатории. Есть, так сказать, джентльменское соглашение и о строительстве третьего учебного корпуса. Но одно дело добрая воля, а другое — точная цифра: 2,5 миллиона рублей. Именно столько капитальных вложений отныне имеет право ежегодно передавать вузам министерство или ведомство. Третий учебный корпус, который мы, я надеюсь, построим с помощью Министерства электронной промышленности, позволит нам развернуться в полную силу.

Объем научно-исследовательских работ возрос в нашем институте с 90 до 830 тысяч рублей в год. При этом доходы значительно превышают расходы. Половину выигрыша мы обычно тратили на новые приборы. Половину. А согласно последнему постановлению, мы сможем распоряжаться тремя четвертями чистого дохода (в нынешнем году он составит ни много ни мало 100 тысяч рублей—"миллион старыми"). Разве это не реальное подспорье для развития научной базы института, для привлечения к исследованию новых сотен студентов?

Л. А. КАШУТИН, ректор Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина

— В постановлении ЦК КПСС и правительства большое внимание уделено интенсификации учебного процесса, научному подходу к руководству народным образованием. Стоит ли говорить, как важны эти вопросы для педагогических институтов!

При подготовке педагогических кадров мы особое значение придаем научному обоснованию системы программированно­го обучения, его повсеместному развитию. Кое-где, особенно на Западе, программированное обучение в последние годы свели к использованию так называемых технических средств. Мы смотрим на этот вопрос глубже, рассматривая его как сложный комплекс, включающий в себя и технику, и совершенствование методики обучения, педагогического и психологи­ческого воздействия на учащихся, активное участие самих студентов учебном процессе.

Все это, конечно, далеко от утилитарного "натаскивания" учеников. Это сложная разносторонняя задача. И решать ее можно лишь комплексно, лишь усилиями больших научных коллективов. Такими коллективами призваны стать ведущие педагогические институты, не только оснащенные новейшей "обучающей" техникой, но и располагающие квалифицированными специалистами по педагогике, психологии, методике преподавания отдельных дисциплин. Побывавший недавно у нас академик Берг поддерживает точку зрения ученых нашего института в данном вопросе.

Конечно, если так смотреть на программированное обучение, то оно выходит за рамки отдельного вуза, становится общегосударственной проблемой. Мы были бы здесь просто бессильны, если бы не работали в контакте с Советом по кибернетике Академии наук СССР, с межведомственным научным Советом по проблеме программированного обучения при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР.

Каков учитель, таков ученик. Во всех областях окружающей жизни многое зависит от того, кто воспитывал и учил рабочего и врача, агронома и писателя, академика и министра. Большую роль играет отбор в пединституты лучших из лучших, борьба за авторитетность профессии учителя, педагогическая практика студентов, общественное внимание к "воспитанию воспитателей".

Редколлегия "Комсомольской правды" решила давать именные стипендии студентам пединститутов. Отличное решение! Хорошо, если общественные организации, интересующиеся проблемами воспитания, будут не только вести теоретические дискуссии, но и станут настоящими шефами, друзьями, помощниками педагогических вузов!

У нас в институте создана проблемная лаборатория по экономике народного образования, которая изучает влияние образования на развитие экономики (и обратно), структуру высшей школы, разрабатывает методы, позволяющие рассчитать потребности общества в специалистах. Строгое научное обоснование всех этих вопросов вытекает из самого характера социалистического общества, перспективного планирования в нем.

Экономика образования — одна из важнейших составных "науки учить и учиться". Но своих специалистов ждет и педагогика высшей школы. Совершенно неоправданно, что этим у нас почти никто не занимается. Кто-то и почему-то пришел к негласному соглашению, что Академия педагогических наук занимается только проблемами общеобразовательной школ. А ведь народное образование в стране единый, неразрывный процесс, и педагогика не кончается после десятого класс. Педагогические проблемы высшего и среднего специального образования ждут своего изучения и, на этой основе, выработки соответствующих рекомендаций.

Г. А. НИКОЛАЕВ,
ректор Московского Высшего технического училища имени Баумана

— Начать хочу со статистики. Лекции в нашем училище читают 103 профессора доктора наук, 580 доцентов и кандидатов наук,

Можно ли всерьез говорить о качеств обучения в вузе, если сами наставники не будут иметь высшей квалификации? В прошлом году для молодых лекторов нашего училища были организованы чтения по педагогике, психологии, логике. Для этого пригласили специалистов из других институтов. Лекции по методике изложения специальных дисциплин читали опытные профессора училища. Среди преподавателей со стажем не более пяти лет был проведен конкурс на лучшую лекцию, организацию семинарских и лабораторных занятий. В нем участвовало почти 300 человек. 27 признаны лучшими.

"Он опытный лектор!" Когда такое говорят, чаще всего во внимание берется мнение коллег. И очень редко — отношение слушателей. А это, пожалуй, самый важный момент в оценке качества преподавания. На кафедре, руководимой профессоре В. С. Феодосьевым, был проведен такой опыт. Студентам в безымянных анкетах предложили дать оценку работы преподавателей. В анкетах задавались и кардинальные вопросы типа: "Считаете ли вы, что ваш лектор знает свой предмет?", "Пробуждают ли лекции интерес к дополнительно литературе?" и мелкие, но тоже важные: о темпе изложения лекции, о работе (плохой — хорошей) преподавателя с мелом и доской... Эксперимент с анкетами удался. Студенты оказались объективными и в тоже время бескомпромиссными оценщиками.

По заданию Министерства высшего среднего специального образования СССР наше училище в течение двух лет будет заниматься разработкой научных основ организации учебного процесса. Основные темы исследований — вопросы "узкого" и "широкого" профиля инженера, основные задачи и содержание подготовки специалиста, роль наук — общественных, экономических, физико-математических, объем знаний по факультетам, научная работа студента, роль студенческих общественных организаций.

Недавно в Москве проходил Всемирный конгресс психологов. Мы многого ждали от него, но, к сожалению, в докладах участников конгресса, которые мне пришлось прослушать, материалов, касающихся нашей деятельности — педагогики, психологии высшей школы, почти не было. Надеемся, что существенную помощь в нашей работе окажет Научно-методический совет, недавно организованный при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР.