Известия 16 октября 1973года.

ИНЖЕНЕР И МАТЕМАТИКА

Высшая школа работает на день грядущий. Ускорение темпов научно-технического прогресса требует все больше и больше специалистов по фундаментальным наукам, по новейшим направлениям науки и техники.

В связи с расширением производства электронных вычислительных машин (ЭВМ) и широким развертыванием работ над созданием автоматизированных систем управления (АСУ) вузы страны начали готовить специалистов нового типа, способных создавать математическое обеспечение ЭВМ, их комплексов и АСУ, а также умело применять математические методы и современную вычислительную технику в различных областях науки и производства.

Новая вычислительная техника будет качественно менять технологию научных исследований, способы сбора, хранения и обработки информации, проектирование сложных систем и управление ими. Бурное развитие радиоэлектроники вызывает необходимость быстрого обновления оборудования, на котором изготовляются полупроводниковые, электровакуумные и радиотехнические элементы, приборы и устройства. Все это, в свою очередь, требует еще более высоких темпов разработки и конструирования средств производства, что может быть достигнуто только с помощью ЭВМ. Ближайшее будущее покажет, что автоматизация проектирования и конструирования будет одной из основных областей использования ЭВМ.

Срок обучения специалиста сейчас совпадает со сроком жизни одного поколения электронных вычислительных машин. Получается, что специалисту, которого готовят для работы на одном типе оборудования, практически придется иметь дело с другим, более совершенным. И поэтому: очевидна необходимость разработки новых принципов обучения, которые обеспечивали бы адаптацию специалистов к быстро меняющимся условиям их работы. Нужна и разнообразная система переподготовки кадров.

Такие поиски в вузах ведутся. Но они сложны, и было бы опасно сейчас при отсутствии достаточного опыта торопиться с какими-то общими для всех рекомендациями. Нам кажется, что надо провести широкий педагогический эксперимент в вузах различных типов.

Сложившееся в свое время инженерно-физическое направление подготовки специалистов позволило кашей стране решить ряд важнейших задач. Сейчас, на наш взгляд, было бы правильно оказать поддержку складывающемуся в некоторых вузах инженерно-математическому направлению подготовки специалистов.

Позволю себе сослаться на некоторый опыт, накопленный в нашем институте электронного машиностроения. Само его рождение — результат бурного роста отраслей электронной и радиопромышленности, потребовавших значительного количества инженеров, обладающих солидным объемом знаний в области физики и математики.

С первых дней существования МИЭМа в основу обучения студентов было положено, сочетание повышенной физико-математической и глубокой инженерной подготовки. Все воспитанники института изучали курс математики в объеме свыше 600 часов, а также вслед за курсом общей физики изучали курс физических основ электронной техники объемом 100-120 часов.

Первое время, когда институт работал по переходным учебным планам, усиление физико-математической подготовки проводилось за счет увеличения срока обучения. После перехода на типовые учебные планы это осуществляется за счет часов, отводимых по усмотрению совета института, некоторой перегрузки студентов и небольшого сокращения (что очень плохо!) курса математики.

Жизнь, нам кажется, подтверждает правильность избранного МИЭМом направления подготовки инженеров, обладающих широкой математической эрудицией и понимающих содержание работы специалистов смежных профессий.

Особенно убедительна в этом отношении популярность вечернего отделения факультета прикладной математики МИЭМ, куда принимаются только люди с высшим техническим образованием, желающие изучить прикладную математику. Ежегодно среди слушателей этого факультета оказывается около 20 процентов кандидатов технических наук, которые в свое время не имели возможности углубленно заняться математикой.

Кстати говоря, МИЭМ является первым в нашей стране инженерно-техническим вузом, в составе которого еще в 1967 году был организован факультет прикладной математики (ФПМ) с дневным и вечерним отделениями. На факультете сложились кафедры алгебры и анализа, прикладной математики, теории вероятности и математической статистики, кибернетики, механики, в составе которых работают 19 докторов и 65 кандидатов наук. Кафедры факультета тесно связаны с отраслевыми НИИ, ведут интенсивную научную работу по проблемам математического обеспечения ЭВМ и АСУ, а также по использованию ЭВМ в народном хозяйстве.

Характерной особенностью плана подготовки инженеров-математиков и инженеров-системотехников является то, что с первых же дней студент одновременно с классической математикой изучает программирование для ЭВМ, математическую логику, методы решения задач на ЭВМ и целый ряд специальных математических дисциплин. Этот план предоставляет возможность уже на первом курсе выполнять практику по численным методам и алгоритмам, включающий в себя решение задач на применение вычислительных методов линейной алгебры, на интерполирование функций, на вычисление корней алгебраических и трансцендентных уравнений. При этом вычислительные методы и алгоритмы ообсуждаются с точки зрения их реализации на ЭВМ.

Мы считаем рациональным организационное и научно-методическое объединение на прочном математическом фундаменте подготовки специалистов по архитектуре электронных вычислительных машин и их использованию, по проектированию АСУ и их математическому обеспечению, по разработке средств  производства электронной техники и автоматизированных систем управления технологическими процессами электронной промышленности.

Проблема формирования специалистов по прикладной математике и автоматизированным системам управления является очень сложной ввиду того, что таких специалистов сейчас требуется много, а опыта их подготовки и соответствующих научно-педагогических кадров в, вузах мало. К тому же совершенно необходимы не только педагогические кадры высокой квалификации, но и дорогостоящие современные ЭВМ.

С этими трудностями мы столкнулись вплотную, оказывая научную и методическую помощь ряду вузов: у нас на кафедрах проходят стажировку преподаватели из Владивостока, Красноярска, Львова, Тулы.

На наш взгляд, было бы полезным предоставить некоторым вузам, накопившим опыт подготовки кадров по прикладной математике, реальные возможности расширить эту работу и развернуть научные исследования по системным исследованиям, по математическому обеспечению ЭВМ и АСУ. Разумеется, это потребует концентрации усилий и материально-технических средств, обеспечения вузов современными ЭВМ. Но затраты на создание такой базы очень быстро окупятся тем вкладом, который внесут вузы, выпуская высококвалифицированных специалистов для новых направлений науки и техники.

Е. АРМЕНСКИЙ, ректор Московского института электронного машиностроения.