Энергетик 24 июня 1982 года

16 тысяч высококвалифицированных специалистов подготовил миэм для народного хозяйства страны

Е. Арменский

ректор Московского института электронного машиностроения, профессор

Последние десятилетия часто связывают с развитием вычислительной техники и освоением космического пространства. Рождение Московского института электронного машиностроения — прямое следствие этого развития.

Действительно, характерной чертой нашего вуза является повышенный уровень подготовки по этим дисциплинам. На базе такой подготовки в сочетании с индивидуальным подходом к каждому студенту, приобщением студента к научным исследованиям и узкой специализацией на конечном этапе обучения кроется, на наш взгляд, успех подготовки инженера, способного адаптироваться к условиям быстро меняющегося современного производства.

Организуя подготовку специалистов по новейшим радиоэлектронным специальностям, мы для увеличения фундаментализации  знаний часы, отводимые в учебных планах по решению совета вуза, отдаем этим базовым дисциплинам. Следует сказать, что внимание к математической подготовке не исчерпывается  ее фундаментальными разделами. Эти разделы служат лишь основой для применения разнообразных вычислительных методов, в которых все больше нуждаются современные области науки и техники. Усиление внимания к физико-математическим дисциплинам позволило собрать в институте высококвалифицированный научно-педагогический коллектив. Только в области математики и ее приложений в институте работают более 20 докторов наук. Не случайно, что именно в нашем институт был создан в 1967 году первый в СССР факультет прикладной математики, который вот уже более десяти лет выпускает высококвалифицированных специалистов по созданию математического обеспечения автоматизированных систем управления и вычислительных систем. Использование вычислительных средств в учебном процесс всех специальностей вуза - традиция МИЭМ. Сюда входит выполнение на ЭВМ типовых расчетов, курсовых дипломных проектов. Уже процессе обучения инженер мы стремимся приучить его к тому, чтобы вся рутинна работа, связанная с громоздкими расчетами, построением схем, графиков, начертанием чертежей, созданием блоков управления многих простейших функций, была переключена на вычислительные средства. Для решения этих задач в институте создана и непрерывно расширяется вычислительная база. Сейчас на кафедрах института семь машин третьего поколения серии ЕС, которые объединены в вычислительные центры института, и более 40 ЭВМ разного класса.

В МИЭМ создается сеть ЭВМ коллективного пользования. Мощные вычислительные средства будут сосредоточены в вычислительном центре, а на кафедрах будут на базе мини-машин серии СМ созданы терминальные классы, сопряженные с ВЦ каналами связи. Мыслится, что сеть ЭВМ института будет использована для построения общей сети ЭВМ Минвуза РСФСР и в дальнейшем сопряжена с сетью АН СССР. Без создания такой развитой вычислительной сети немыслима порученная нам подготовка специалистов по машинному проектированию.

За двадцать лет наш институт подготовил для народного хозяйства более 16 тысяч высококвалифицированных специалистов. За эти годы МИЭМ превратился в крупный учебно-научный центр. Только за последнее десятилетие на базе института проведено 6 всесоюзных конференций и 13 всесоюзных научных школ. В числе преподавателей института — 4 академика и члена- корреспондента Академии Наук СССР, 10 заслуженных деятелей науки и техники РСФСР, 8 лауреатов Ленинской и Государственных премий. Каждый десятый преподаватель вуза – доктор наук, каждые двое из трех — кандидаты наук. По ряду направлений сложились целые научные школы, широко известные у нас в стране и за рубежом: на кафедре прикладной математики, руководимой лауреатом Государственной премии профессором В. П. Масловым, на кафедре физики, руководимой профессором А. Н. Губкиным, на кафедре оборудования и технологии электровакуумного производства, руководимой профессором А. Т. Александровой...

В институте силами преподавателей, научных сотрудников и студентов ведутся большие научные исследования. Ежегодный объем хоздоговорных работ составляет более 5 млн. рублей.

Показатели научной работы вуза имеют особенно важное значение, если обеспечивается связь этой работы с учебным процессом. Приобщение студента к научной работе в процессе обучения — важнейшая составная часть подготовки современного инженера. Участие студента в научных исследованиях кафедры, выполнение большинства лабораторных работ с элементами исследования, научные семинары на старших и кружки на младших курсах, учебно-исследовательская работа, публикация научных результатов совместно с преподавателями в научных изданиях, участие в докладах, на конференциях и научных симпозиумах— вот далеко не полный перечень форм приобщения студента к научной работе.  Отрадно, что у нас фактически все студенты приобщены в той или иной форме к научной работе.

Итоги этой работы подводятся на ежегодных студенческих научных конференциях, на которые студенты представляют более 800 докладов.

Одной из важнейших форм приобщения студента к науке является развитие студенческого конструкторского бюро, в котором наряду с научными навыками студенту прививается инициатива, самостоятельность, ответственность за работу, вырабатываются организационные навыки. Ежегодный объем хоздоговорных работ студенческого конструкторского бюро превышает полмиллиона рублей.

На XXVI съезде партии Леонид Ильич Брежнев подчеркнул, что "основа основ научно-технического прогресса — это развитие науки. Но широко распахнуть двери для нового может прежде всего машиностроение. То передовое, что создает научная и инженерная мысль, машиностроение призвано без промедления осваивать, воплощать в высокоэффективные, надежные машины, приборы, технологические линии. Поистине революционные возможности открывают создание и внедрение миниатюрных электронных управляющих машин, промышленных роботов. Они должны получить самое широкое применение...".

Эти слова без сомнения касаются непосредственно и выпускников Московского института электронного машиностроения.