Обучение

"Древнейшим и наиболее общим способом является лекционная система, которая за все время существования университетов претерпела не мало изменений. Чтение по писанному теперь представляет собою исключение, но до сих пор в некоторых немецких университетах профессора отчасти диктуют свои лекции.

Обычай записывания лекций студентами крепко держится в западноевропейских университетах, но в России он давно исчез, с тех пор, как в шестидесятых годах XIX в. профессорские лекции стали издаваться студентами - "составителями", литографским способом, в виде курсов, по которым и происходит приготовление к экзаменам (иногда - и по печатным руководствам, изданным самими профессорами).

Самые курсы, читаемые на отдельных факультетах, первоначально были только изложениями той или другой науки по возможности во всем ее объеме (общие курсы), что для многих предметов делало их слишком элементарными. За последнее время стали развиваться специальные курсы, посвященные каким-нибудь отделам науки или даже частным вопросам.

Против лекционной системы иногда раздаются голоса, как против системы устарелой и в наше время непригодной; но при этом забывают, что живое слово вообще действует, сильнее, чем слово печатное, и что устное преподавание с кафедры имеет и другие преимущества (возможность частого повторения наиболее важных положений, постоянного напоминания основных фактов или идей, более подробного разъяснения трудных вопросов, демонстрирования тех или других предметов, о которых идет речь и т.п.). Кроме того, часто лекция вводит слушателей в самый процесс научной работы, чего не может сделать никакая книга.

Рядом с лекциями в средневековых университетах большую роль играли диспуты, но они мало-помалу вышли из употребления, кроме публичных диспутов при соискании ученых степеней.

Особое значение приобрела в настоящее время самостоятельная работа студентов под руководством преподавателей. Иногда это только практические занятия или упражнения полушкольного характера, но иногда такие занятия принимают и более ученый характер и делаются рассадниками будущих специалистов".

Энциклопедический словарь
Ф.А. Брокгауза и И.А Ефрона,
том 35, С. Петербург, 1902 г.