СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление 521500 “Менеджмент”
Степень (квалификация) – бакалавр менеджмента
Вводится с момента утверждения
Москва 2000
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 521500 – “Менеджмент”
1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника – бакалавр менеджмента
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки бакалавра по направлению 521500 – “Менеджмент” при очной форме обучения
4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
Бакалавр менеджмента должен:
- знать основные категории экономической науки и социологии,
понимать суть социально-экономических явлений, владеть методами анализа экономических
и социальных процессов;
- понимать законы функционирования организаций, уметь анализировать
и осуществлять основные функции менеджмента;
- владеть практическими навыками менеджера (осуществление коммуникаций,
принятие управленческих решений, управление конфликтами и стрессами и др.).
Бакалавр менеджмента должен быть подготовлен к управленческой
деятельности в организациях всех форм собственности на должностях, относящихся
к среднему штабному или линейному менеджменту.
1.4. Возможности продолжения образования
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 521500 – “Менеджмент”;
- освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ
по специальностям:
061100 – менеджмент организации,
062000 – управление персоналом
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца
о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании,
или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении
предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном
образовании.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521500 – “Менеджмент”
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта
и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных
и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам
ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального
(вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных
дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую
государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание регионального компонента основной образовательной
программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии
с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521500 – “Менеджмент”
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные дидактические единицы
(*)
|
Всего часов на освоение учебного материала
|
1
|
2
|
3
|
ГСЭ
|
ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ |
1800
|
ГСЭ.Ф.00
|
Федеральный компонент
|
1260
|
ГСЭ.Ф.01
|
ФИЛОСОФИЯ.
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление
философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического
развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции
бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.
Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм
и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество
и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе
социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода
и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного
развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода
и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности.
Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические
ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода
совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность.
Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение.
Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык.
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания,
его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов
рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. |
|
ГСЭ.Ф.02
|
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК.
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и
ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного
стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации;
чтение транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц
общего и терминологического характера.
Понятие дифференциации лексики по сферам применения ( бытовая,
терминологическая, общенаучная, официальная и другая)
Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических
единицах.
Понятие об основных способах словообразования.
Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без
искажения смысла при письменном и устном общении общего характера.
Основные грамматические явления, характерные для профессиональной
речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном
стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного
стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого
этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием
наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических
средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального
общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи
в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и
тексты по широкому и узкому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат,
тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография. |
340
|
ГСЭ.Ф.03
|
КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
Структура и состав современного культурологического знания.
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология.
Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация,
морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез,
динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные
коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная
картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность,
культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная
и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические
и "срединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой
культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные
процессы современности.
Культура и личность. Инкультурация и социализация. |
|
ГСЭ.Ф.04
|
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и
источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника.
Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.
Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая
часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.
Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности.
Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности
социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические
процессы становления русской государственности. Принятие христианства.
Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности
в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV
вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика
формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование
сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины.
Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии
о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России.
Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения.
Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление
индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль
и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы
в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных
процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы.
Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма
и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной
модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития
в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы,
тактика.
Россия в условиях мировой воины и общенационального кризиса.
Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия.
Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг.
НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР.
Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия.
Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной
власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.
Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая
жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ.
НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Советский союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного
переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские
события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999
гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.
Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях
новой геополитической ситуации. |
|
ГСЭ.Ф.05
|
ПРАВОВЕДЕНИЕ.
Государство и право. Их роль в жизни общества.
Норма права и нормативно-правовые акты.
Основные правовые систем современности. Международное право
как особая система права.
Закон и подзаконные акты.
Система российского права. Отрасли права.
Правонарушение и юридическая ответственность.
Значение законности и правопорядка в современном обществе.
Правовое государство.
Конституция Российской Федерации - основной закон государства.
Особенности федеративного устройства России. Система органов
государственной власти в российской Федерации.
Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические
лица. Право собственности.
Обязательства в гражданском праве и ответственность за
их нарушение. Наследственное право.
Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности
супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.
Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность
за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность.
Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение
преступлений.
Экологическое право.
Особенности правового регулирования будущей профессиональной
деятельности.
Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные
нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной
тайны. |
|
ГСЭ.Ф.06
|
СОЦИОЛОГИЯ.
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии
как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические
теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.
Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность
и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные
движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность.
Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное
мнение как институт гражданского общества.
Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие
экономики, социальных отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация.
Личность как деятельный субъект.
Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция
социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом
сообществе.
Методы социологического исследования. |
|
ГСЭ.Ф.07
|
ПОЛИТОЛОГИЯ.
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики
в жизни современных обществ. Социальные функции политики.
История политических учений. Российская политическая традиция:
истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные
политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и особенности.
Особенности становления гражданского общества в России.
Институциональные аспекты политики. Политическая власть.
Политическая система. Политические режимы. Политические партии и электоральные
системы.
Политические отношения и процессы. Политические конфликты
и способы их разрешения. Политические технологии. Политическая модернизация.
Политические организации и движения. Политические элиты.
Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики.
Мировая политика и международные отношения. Особенности
мирового политического процесса. Национально-государственные интересы
России в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности. Парадигмы
политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика
и прогностика. |
|
ГСЭ.Ф.08
|
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место
психологии в системе наук. История развития психологического знания и
основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность.
Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.
Основные психические процессы. Структура сознания.
Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление.
Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.
Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение
и речь.
Психология личности. Межличностные отношения. Психология
малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы
педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение,
педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая
технология, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование
как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная
система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования,
единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная
и развивающая функция обучения. Воспитание в педагогическом процессе.
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция,
семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция,
ситуационные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия,
консультация.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим
процессом.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная
Среда воспитания и развития личности.
Управление образовательными системами. |
|
ГСЭ.Ф.09
|
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Физическая культура в общекультурной и профессиональной
подготовке специалиста. Ее социально-биологические основы. Физическая
культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской
Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.
Основы здорового образа жизни. Особенности использования
средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического
воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических
упражнений.
Профессионально-прикладная физическая подготовка. Основы
методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
|
408
|
ГСЭ.Ф.10
|
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Стили современного русского языка. Лексика, грамматика,
синтаксис, функционально- стилистический состав книжной речи.
Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых
факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи.
Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового
стиля. Взаимопроникновение стилей. Специфика элементов всех языковых уровней
в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публичном
стиле.
Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск
материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска
материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного
выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.
Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации
языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой
письменной речи.
Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль
коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно методических документов.
Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет
в документе.
Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация,
речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты
устной и письменной речи.
Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения
(литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов,
словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы
учебной и научной сфер деятельности. |
|
ГСЭ.Р.00
|
Региональный (вузовский) компонент |
270
|
ГСЭ.В.00
|
Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые
вузом
|
270
|
ЕН.
|
ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ |
1000
|
ЕН.Ф.00
|
Федеральный компонент |
800
|
ЕН.Ф.1
|
МАТЕМАТИКА.
Математический анализ. Понятие множества. Операции
над множествами. Понятие окрестности точки. Функциональная зависимость.
Графики основных элементарных функций. Предел числовой последовательности.
Предел функции. Непрерывность функции в точке. Свойства числовых множеств
и последовательностей. Глобальные свойства непрерывных функций. Производная
и дифференциал. Основные теоремы о дифференцируемых функциях и их приложения.
Выпуклость функции. Неопределенный интеграл. Несобственные интегралы.
Точечные множества в N – мерном пространстве. Функции нескольких переменных,
их непрерывность. Производные и дифференциалы функций нескольких переменных.
Классические методы оптимизации. Функции спроса и предложения. Функция
полезности. Кривые безразличия.
Линейная алгебра. Системы линейных уравнений. Элементы
аналитической геометрии на прямой, плоскости и в трехмерном пространстве.
Определители. Системы векторов, ранг матрицы. N – мерное линейное векторное
пространство. Линейные операторы и матрицы. Комплексные числа и многочлены.
Собственные векторы линейных операторов. Евклидово пространство. Квадратичные
формы. Системы линейных неравенств. Линейные задачи оптимизации. Основные
определения и задачи линейного программирования. Симплексный метод. Теория
двойственности. Дискретное программирование. Динамическое программирование.
Нелинейное программирование.
Теория вероятностей и математическая статистика
Сущность и условия применимости теории вероятностей. Основные понятия
теории вероятностей. Вероятностное пространство. Случайные величины и
способы их описания. Модели законов распределения вероятностей, наиболее
употребляемые в социально-экономических приложениях. Закон распределения
вероятностей для функций от известных случайных величин. Неравенство Чебышева.
Закон больших чисел и его следствие. Особая роль нормального распределения:
центральная предельная теорема. Цепи Маркова и их использование в моделировании
социально-экономических процессов. Статистическое оценивание и проверка
гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных.
|
|
ЕН.Ф.2
|
ИНФОРМАТИКА.
Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора,
передачи, обработки и накопления информации; технические и программные
средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных
и вычислительных задач: алгоритмизация и программирование; языки программирования
высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования;
локальные и глобальные сети ЭВМ.
Основы защиты информации и сведений, методы защиты информации.
Компьютерный практикум. |
|
ЕН.Ф.3
|
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод;
история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции
развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок
и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи;
микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности;
принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие;
дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности;
динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения
энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические
системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ;
особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции,
воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов
- основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек:
физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика;
экология и здоровье; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера;
необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы
универсального эволюционизма; путь к единой культуре. |
|
ЕН.Р.00
|
Региональный (вузовский) компонент
|
100
|
ЕН.В.00
|
Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые
вузом
|
100
|
ОПД
|
Общепрофессиональные дисциплины направления |
3000
|
ОПД.Ф.00
|
Федеральный компонент
|
2500
|
ОПД.Ф.01
|
Основы менеджмента
Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
Управление социально-экономическими системами (организацией). Концепция
менеджмента. Научные школы менеджмента. Функции менеджмента (планирование,
организация, мотивация, контроль). Структуры системы менеджмента. Связующие
процессы в менеджменте. Человек в системе менеджмента. Роли менеджера.
Управление организационными изменениями. Эффективность и качество управления.
|
250
|
ОПД.Ф.02
|
Экономическая теория
Экономические блага и агенты, собственность и хозяйствование.
Рациональный выбор. Конкуренция, риски и неопределенность. Фактор времени,
потоки и запасы. Номинальные и реальные величины. Теории рационального
поведения потребителя и производителя. Макроэкономические показатели.
Макроэкономическая динамика. Деньги и инфляция. Безработица. Государственный
бюджет. Цели и инструменты макроэкономической политики. Недостатки рынка
и государства в регулировании экономики. |
250
|
ОПД.Ф.03
|
Организационное поведение
Природа и характеристика организации. Личность и ее развитие в организации.
Мотивация и научение. Целеполагание. Групповая динамика. Лидерство. Коммуникации.
Управление конфликтами и стрессами. Организационная культура. Организационное
поведение и национальная культура.
|
|
ОПД.Ф.04
|
|
|
|
Теория организации и
Организация как система; социальная организация, хозяйственные
организации; организация и управление; теория организации и ее место в
системе научных знаний; закон синергии; закон информированности - упорядоченности;
закон самосохранения; закон единства анализа /синтеза/; закон развития;
законы композиции и пропорциональности; специфические законы социальной
организации; принципы статической организации; принципы динамической организации;
принципы рационализации; проектирование организационных систем; развитие
организаторской и организационно-управленческой мысли; организационная
культура; субъекты организаторской деятельности |
200
|
ОПД.Ф.04
|
Маркетинг
Концепции маркетинга. Маркетинг как система. Маркетинговая среда. Система
маркетинговой информации. Управление маркетингом. Маркетинговые исследования.
Концепция продукта. Поведение потребителя. Инструментарий маркетинга.
Ценообразование. Распределение. Реклама и PR. Международный маркетинг.
|
200
|
ОПД.Ф.05
|
Государственное и муниципальное управление
Теории государства. Государство как субъект управления. Система органов
государственного управления. Государственная экономическая политика. Региональное
и муниципальное управление. Региональное взаимодействие и интеграция.
Вертикаль и горизонталь власти. Программы социально-экономического развития.
Общественные расходы. Бюджет. Налоговая система. Регулирование рынков.
|
150
|
ОПД.Р.00
|
Региональный (вузовский) компонент
|
250
|
ОПД.В.00
|
Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом |
250
|
СД.00
|
Специальные дисциплины
Рекомендуемые УМО специальные дисциплины направления
521500 - “Менеджмент”
(Часть из них ВУЗ может включить в блок ОПД)
Статистика
Эконометрика
Информационные ресурсы в менеджменте
Стратегический менеджмент
Финансовый менеджмент
Управление персоналом
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Разработка управленческих решений
Производственный менеджмент
Сравнительный менеджмент
Управление проектами
Логистика
Антикризисное управление
Управление организационными изменениями
Управление качеством
Исследование систем управления
Инновационный менеджмент
История экономики и экономических учений
Экономика и организация производства
|
Устанавливаются вузом, включая дисциплины по выбору студента
1000
|
ФТД.00
|
Факультативы |
450
|
ФТД.01
|
Военная подготовка
|
450
|
Всего часов теоретического обучения -7236 ( 134 недели х 54 часа
)
Практики - 12 недель
Итоговая государственная аттестация - 8 недель.
5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 5215 - "МЕНЕДЖМЕНТ"
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки
бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу
студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии,
- 165 недель
практики - не менее 6 недель, включая:
ознакомительную практику - не менее 2 недель.
производственную практику - не менее 4 недель
итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту
выпускной квалификационной работы, - не менее 6 недель
каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не менее
31 недели.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной
(вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм
обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока,
установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается
54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной)
учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю.
При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической
культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных
занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем в объеме неменее160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521500 - Менеджмент.
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки бакалавра
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает
и утверждает основную образовательную программу вуза подготовки бакалавра на
основе настоящего государственного образовательного стандарта бакалавра.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные
дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не
являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы
по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего
учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно,
неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании
слова "по отраслям" или "по видам", специфика подготовки для конкретной отрасли
или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин специализации.
6.1.2. При реализации образовательной программы высшее учебное
заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала
для циклов дисциплин - в пределах 5%,
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который
должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном
образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный
язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее
408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины
могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если
дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для
гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей),
выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.
Объем часов по каждой из двух других выбранных дисциплин предусматривается
не менее 136 часов.
Если вуз выбирает более четырех дисциплин, объем часов по отдельной
из них может быть сокращен в пределах норматива рациональной технологии образовательного
процесса.
Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной
(вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом
пожелания студентов;
осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических
дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных
и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным
в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную
специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих
квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов
дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических
и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных
дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально
ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации
задач в их профессиональной деятельности;
реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра
в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее
профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное
образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений
и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования.
При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение
в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности
которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра
должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически
занимающимися научной и/или научно-методической деятельности.
При реализации основной образовательной программы подготовки
бакалавра не менее 50% педагогических кадров должны составлять штатные преподаватели
вуза.
Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь
ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
УМО на основании реальных данных может устанавливать необходимую
долю преподавателей, имеющих ученую степень и звание.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
6.3.1. Учебно-методическое обеспечение включает полный перечень
учебников, учебных пособий и других материалов, имеющихся в библиотеке вуза
и доступных студентам.
6.3.2. Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической
документацией по всем видам учебных занятий - лекциям, семинарам, практикумам,
курсовому и дипломному проектированию, практикам, а к моменту аттестации направления
- уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее
0,5 экземпляра на одного студента дневного отделения.
Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра
должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам
данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной
программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам
и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию,
практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению
учебного процесса
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки бакалавра, должно располагать соответствующей действующим
санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение
всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки
и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным
планом.
Вузы должны иметь компьютерные классы для проведения практикума
по информатике и освоения специализированного программного обеспечения. Обеспеченность
учебного процесса компьютерами должна составлять не менее одного компьютера
на 25 обучающихся.
6.5. Требования к организации практик
Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра
должна предусматривать проведение практик, обеспечивающих знакомство студентов
с главными характеристиками реальных организаций и освоение важнейших навыков
менеджмента на основе участия в деятельности организаций.
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521500
- МЕНЕДЖМЕНТ
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра
7.1.1. Бакалавр должен уметь решать проблемы, соответствующие
его степени (квалификации).
Бакалавр менеджмента
- знаком с основными положениями экономической теории, а также
учениями в области управленческих и социальных наук, способен анализировать
значимые проблемы и процессы в системах управления, а также умеет использовать
методы этих наук в различных видах профессиональной деятельности;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих
в обществе и бизнесе, а также о тенденциях развития российской и мировой экономик;
- владеет методами инструментального анализа, необходимыми для
выполнения профессиональных функций;
- владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки
информации, применяемыми в сфере менеджмента;
- способен пользоваться профессиональной литературой на иностранных
языках;
- подготовлен к продолжению образования, умет приобретать новые
знания, в том числе, используя современные информационные технологии.
7.1.2. Каждый вуз должен разработать иметь фонд контрольных заданий
для оценки качества подготовки бакалавра. Фонд используется для регулярного
проведения самоанализа работы, а также при аттестации специальности и вуза.
Фонд должен включать операционные формы заданий, вопросов, тестов, задач, которые
позволяют оценить уровень знаний, навыков и умений, их соответствие положениям
настоящего стандарта и квалификационным требованиям.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра
7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает
выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить
теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой
законченную разработку, в которой анализируется одна из теоретических либо практических
проблем менеджмента. Квалификационная работа должна отразить умения студента
самостоятельно разработать избранную тему и сформулировать соответствующие рекомендации.
7.2.3. Требования к государственному экзамену
Формы и содержание государственного экзамена должны обеспечить
контроль выполнения требований к уровню подготовки студентов, завершивших обучение,
и подтвердить их соответствие квалификационным признакам, изложенным в п.1.3.
Государственный экзамен должен иметь комплексный, междисциплинарный
характер и проводиться по программам, охватывающим широкий спектр фундаментальных
вопросов по базовым курсам, изученным за период обучения.
|